Тобольский епископ Нектарий (в миру Николай Теляшин) родился в 1587 году в крестьянской семье. Нектарий проявил поэтическое дарование. Особенно заметно его послание «Господину моему Ивану Михайловичу», написанное в Тобольске около 1640 года. В нём Нектарий с юмором рассказывает о своей учёбе:
Пастырь мой плоть мою
сокрушал,
А душу спасал.
Что ему в руках
прилучалось,
Тем и жаловал меня,
Сиротку своего
и малого птенца.
Учил клюкою,
Пестом, что в ступе
толкут,
И кочергою, что в печи
углие гребут,
И поварнями, что еству
варят,
И рогатками, что в печи
хлеб садят…
И не токмо древом
всяким,
А железом и камением,
И за власы рвением…
И в то время песты
моих рук
Из суставов выбиты
И рёбра мои и кости
переломаны.
И того сочтено у меня
в два года,
По два времени
на всякий день
Боёв тысяча четыреста
и тридесять.
Несмотря на такую «учёбу», Нектарий дожил до глубокой старости. Он умер в январе 1667 года. Царь Алексей Михайлович пешком провожал его гроб до могилы.
Послание Нектария оказало влияние на последующую культуру России. В ХХ веке его использовал Алексей Николаевич Толстой при работе над своим знаменитым историческим романом "Пётр Первый".
"Вскоре Яким сообщил, что в скиту Нектарий, с ним заперлись в молельне двести душ, коих он хочет сжечь. Алексей удивился: кто старцу позволит сжечь царских подданных. Но Яким ответил, что истинный царь для раскольников Нектарий. Алексей решил ломать ворота.
Нектарий гнал бесноватого в молельню, но тот не шел. Старец спросил про Голикова, но искать его было некогда, солдаты уж ломали ворота. Нектарий кинулся в молельню. Вынув из стены ерш, бесноватый нашел Голикова за печкой. Мужик велел Андрюшке найти ключ и отомкнуть замок на цепи. В молельне все стояли на коленях. Старец ненадолго вышел. Люди устали от голода и ненависти, которую в них разжигал старец. Вскоре Нектарий вернулся и стал забивать дверь. Молодая женщина заплакала, чтобы этого не делали. Солдаты уже ломились в двери.
Алексей начал разговаривать со старцем, приказывал открыть дверь..."