Медиакарта
8:57 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Моральная сфера – залог развития образования

В Тюмени вышла книга, посвященная университетской этике

В Тюмени увидела свет книга, посвященная прикладной этике: «Университетская этика: инновационный курс для магистрантов и профессоров». О содержании и сути этой книги корреспонденту газеты рассказал ее автор, директор НИИ прикладной этики ТюмГНГУ профессор Владимир Бакштановский.

– Владимир Иосифович, вы являетесь автором серии монографий, учебных курсов, посвященных этике профессиональной деятельности. Нынешняя работа является третьей частью курса прикладной этики. Чем была вызвана необходимость написания работы, посвященной этическим основаниям именно университетской деятельности?

– Замысел написать данную книгу родился уже в процессе работы над предыдущими двумя частями инновационного курса прикладной этики. Книга «Университетская этика» является логическим продолжением этого учебного курса. Более того, согласно первоначальному замыслу в третьей части курса предполагалось разместить три главы, посвященные соответственно университетской этике, а также этике политической и журналистской. Однако, после раздумий, мною было принято решение посвятить третью часть целиком университетской этике. Обратите внимание на подзаголовок книги: «Инновационный курс для магистрантов и профессоров». Он немного ироничный, поскольку в действительности в контексте работы я более обращаюсь не к студентам, а к профессорам, преподавателям – коллегам по этическому знанию.

Университетская этика стала основной сферой моего научного интереса в последние двадцать лет. Такой пример: ни один из выпусков журнала «Ведомости прикладной этики», который начал выходить в свет с момента открытия НИИ прикладной этики в 1995 году (мы собираемся отмечать юбилей) не обходился без публикаций материалов по данной проблематике.

– Помню ваши семинары по прикладной этике с участием представителей цеха журналистов, они также нашли отражение в одной из ваших монографий. Тем не менее все минувшие годы вы занимались и проблемами университетской этики?

– Надо понимать следующее: в 1995 году с нашим вузом произошла кардинальная трансформация – бывший индустриальный институт преобразован в нефтегазовый университет. Состоялась не просто какая-либо бюрократическая «смена вывески», а «смена имени», смысловое изменение статуса вуза. Я и сотрудники созданного под эгидой нефтегазового университета НИИ прикладной этики были приглашены не в последнюю очередь для того, чтобы отслеживать процесс трансформации вуза и пытаться помогать университету осмыслить процессы возникновения нового качества высшего учебного заведения. Должен сказать, что за минувшие двадцать лет собрано и осмыслено огромное количество исследовательского материала. Это обстоятельство объективно способствовало выделению университетской этики в самостоятельное направление исследований.

– К каким выводам вы пришли в ходе исследований, что вас радует, а что беспокоит?

– К главному положительному выводу относится то, что нефтегазовый университет состоялся именно как вуз университетской парадигмы образования. Однако целью исследования являлось и выявление объективной проблемности современных университетов.

Так, с годами я стал замечать, что в университете накапливаются серьезные проблемы в моральной сфере. Сразу оговорюсь, что эти негативные тенденции вовсе не уникальны для нашего вуза, скорее наоборот – они характерны для всего высшего образования. На существование данных тенденций указывается в третьей части курса прикладной этики: «Мы зафиксировали в процессе исследований фактическую моральную легитимацию (оправдание) того, что уровень профессионализма понижается у всех трех субъектов университета – профессоров, администраторов, студентов». Ключевое понятие в данной цитате – «моральное оправдание». То есть речь идет о том, что негативные тенденции принимаются как нечто неизбежное или само собой разумеющееся. Оправдания могут быть такие: «бюрократизация университетской деятельности» или «высшее образование – это всего лишь сфера соответствующих услуг населению». Внедрение понятия «услуга» даром не дается, оно ставит преподавателей вузов в ряды представителей сервисных профессий. В профессиях, ориентированных на сервис, нет ничего негативного, однако университетское образование принадлежит к сфере «высоких» профессий – в системе университетского образования стремление зарабатывать и получать прибыль не может довлеть над миссией университета в научно-образовательной деятельности.

Но это в идеале. А сегодня весьма заметно, как профессиональная научно-образовательная деятельность разрывается между исполнением долга и требованиями бизнес-предприятия. Данная тенденция заметна и в сфере университетской науки, и в сфере преподавания. Если университет приобретает черты бизнес-корпорации, то все участники такого предприятия, будь то профессор, администратор или студент оказываются непосредственно «включенными» в сферу товарно-денежных отношений. В этой системе координат администратор нацелен на скорейшее получение прибыли от образовательного процесса, а преподаватель не считает зазорным для повышения своего статуса приобрести не им написанную диссертацию (скандалы такого рода на слуху). Ну и студент, соответственно, учится спустя рукава, скачивает готовые задания из Интернета. Этическое понимание миссии университета теряется у всех участников сферы деятельности университета. Играет негативную роль и тенденция «массовости» высшего образования, причем сочетающейся с отсутствием конкурса на многие факультеты вузов. Очевидно, что данные тенденции разъедают этическое содержание высшего образования и, повторю, что они характерны для всей вузовской системы.

– Владимир Иосифович, вы перечислили ряд негативных тенденций в вузовской сфере и, несомненно, в своей новой работе предлагаете решение по их снятию. В чем это решение?

– Возвращаясь к проблематике своей книги, должен сказать, что одна из задач разработки университетской этики заключается в том, чтобы дать заинтересованному профессору, администратору, студенту возможность знать: что должен и что может дать университет обществу и личностному росту самих участников университетского процесса.

Один из разделов «Университетской этики» посвящен принципам и методам создания элементов этической инфраструктуры университета: Профессионально-этического кодекса университета и Миссия-Кредо Тюменского государственного нефтегазового университета. Данные документы это и идеал, к которому необходимо стремиться, и руководство к действию. В основу понимания миссии университета заложены объективные факторы развития современного университетского образования. Прежде всего роль и значение университета в современном обществе выходят за рамки непосредственных задач, решаемых высшим учебным заведением. Университет не только «кузница кадров», но и одна из основных социальных институций, которая должна и способна вырабатывать ценности. Соответственно, «продукт» деятельности университета – не «специалисты», а профессионалы, не просто обладающие специальными знаниями, но и способные брать на себя ответственность за успешное продвижение общества по пути социального и духовного прогресса.

Профессионально-этический кодекс, Миссия-Кредо – это и система критериев самоопределения университета, без которых невозможно дальнейшее развитие университетского образования.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru