С января 2015 года вступил в силу новый порядок проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов. Теперь на эти нужды собственники жилья обязаны платить ежемесячные взносы. Дополнительная строка в платёжной квитанции за жилищно-коммунальные услуги в Тюменской области появится уже в июне текущего года.
О том, как собрать деньги на ремонт, председателям ТСЖ и домовых комитетов Ялуторовска рассказали заместитель директора департамента ЖКХ Тюменской области Наталья Стефурак и начальник отдела финансового и производственного мониторинга Елена Дунаева.
Как пояснила Наталья Юрьевна, в середине декабря прошлого года правительством Тюменской области утверждена региональная программа ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Она сформирована на тридцатилетний срок, который разделен на пять этапов. Длительность каждого из них - шесть лет. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса в программу ремонта включены все многоквартирники региона за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также в которых менее трёх квартир.
Для реализации этой программы создан «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области». Эта некоммерческая организация будет планировать, составлять сметы, выбирать подрядчиков, аккумулировать взносы на капитальные ремонты общего имущества, уплаченные собственниками помещений в многоквартирных домах, собственники квартир в которых отдадут предпочтение региональному оператору. Ежемесячно всем жильцам предстоит на эти цели отчислять по 7,50 рубля с квадратного метра жилья. Такой единый тариф установлен по всей области. Это минимальный взнос, владельцы квартир вправе увеличить его размер по своему усмотрению и утвердить на общем собрании. Кстати, если в многоквартирном доме находится магазин или какое-то другое учреждение, независимо - частное оно или муниципальное, собственники этих помещений также будут отчислять средства на капитальный ремонт дома.
Размер взноса в Тюменской области рассчитан на основании данных о фактической стоимости ремонтов конструктивных элементов многоквартирных домов в 2011-2012 годах, проведенных с участием средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», приведен к ценам 2014 года с учетом индекса инфляции.
Едва ли не всех участников встречи интересовал вопрос: где хранить деньги на капитальный ремонт - у регионального оператора или на специальном счете? Разобраться с этой дилеммой нужно до 18 апреля на общем собрании собственников жилья. Протокол решения собрания следует направить в течение пяти дней в жилищную инспекцию. Если этого не сделать, фонд капитального ремонта будет сформирован у регионального оператора автоматически.
В региональном фонде взносы собственников пойдут, как говорится, в «общий котел», но в то же время будет вестись строгий учет средств каждого дома.
Преимущество Фонда капитального ремонта в том, что он имеет возможность взять займ или воспользоваться общей «кубышкой» и отремонтировать дом, на счету которого еще не накопилось достаточно средств. Областные власти не останутся в стороне. Из региональной казны в этом году на капитальный ремонт многоквартирников предусмотрена государственная поддержка. Банк, с которым будет работать фонд, определят по конкурсу, одно из требований которого - бесплатное ведение счета.
Кстати, затраты на содержание Фонда капитального ремонта финансируются из областной казны и не возлагаются на владельцев квартир, доверивших средства региональному оператору.
Если собственники приняли решение формировать фонд капремонта на счете регионального оператора, они заключают договор и вправе требовать от этой организации выполнения капитального ремонта в объемах и сроках, определенных областной программой.
Если собственники жилья решатся сами открыть счет, они должны знать, что сделать это можно в определенном банке и только на юридическое лицо, скажем, ТСЖ. По Жилищному кодексу владельцем счета может быть и управляющая компания, но распоряжаться средствами будут только собственники жилья по решению общего собрания. Здесь следует помнить, что за открытие и ведение счета банк берет комиссию. Работать с финансовым учреждением, скорее всего, будет бухгалтер, которому надо оплачивать его услуги. Соответственно, пойдут налоги и отчисления во всевозможные фонды - пенсионный, медицинского, социального страхования, на эти цели нужно собирать дополнительные средства. Смету собственникам жилья также придется составлять самим, а для этого - найти специалиста. Стоимость её, к слову, заложена в тариф 7.50. Затем определить подрядчика, вести строительный контроль за работой и расходованием материалов. Это все ответственность собственников. Но, даже если и решены все оргвопросы, капитальный ремонт все равно будет осуществляться в сроки, утвержденные региональной программой.
Собственники должны решить сами, что им выгоднее.
Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и на него также распространяются меры социальной поддержки.