Медиакарта
6:51 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дезоморфиновые парадоксы

08:01 | 20 сентября 2010

Не прошло и полугода, как появившиеся на потребительском рынке соли для ванн и удобрения для цветов, при нехитром химическом вмешательстве превращающиеся в опасные наркотики мефедрон и метинол, 12 августа попали под запрет к свободной реализации.

И если в той же Тюмени эти субстанции можно было заказать, набрав номер по написанному на стенах подъездов домов, телефону или по интернету из России и недалёкого прибалтийского зарубежья, то после этой даты лавки закрылись, телефоны оказались «вне зоны действия», торговля в сети также закончилась.

Но вот дезоморфин, постановлением Правительства России от 30 июля 1998 года за № 681 признанный наркотическим анальгетиком и запрещённый к обороту на территории РФ, широко шагает по стране, его запретившей.

Из приговора Тобольского городского суда: «Павел Замятин 9 июля 2010 года,… действуя умышленно, без цели сбыта, для личного употребления, незаконно, не имея на то соответствующего разрешения, путём смешивания и выпаривания медицинского препарата пералгин…. изготовил наркотическое средство - жидкость, содержащее в своём составе дезоморфин, общей массой 4,485 грамма…».

Мы умышленно не даём остальных составляющих, которые необходимы для производства «крокодила», как его называют в наркоманских кругах. Но основные составляющие этого сильного наркотика можно свободно приобрести в любой аптеке без рецепта. И это не только названный анальгетик, но и широко рекламируемые по центральным каналам телевидения «Солпадеин», «Нурофен», «МИГ», пенталгин и прочие анальгетики, ряд таблеток от кашля и некоторые сиропы от аллергии. Все эти препараты, свободно продающиеся в аптеках страны, содержат кодеин либо его соли. Кодеин был запрещён к безрецептурному отпуску ещё во времена СССР, но вот в современной России этот запрет отсутствует.

Дезоморфиновая наркомания опасна тем, что после первой же инъекции кожа становится похожей на кожу рептилии, отсюда и название «крокодил». Введённая в вену гремучая смесь превращает кожу наркомана в гниющую, незаживающую рану. Многим «дезоморфинщикам» ампутируют конечности и отправляют домой умирать, потому что с иглы такой человек не слезет даже под угрозой смерти. Необратимые изменения в организме наркомана, употребляющего «крокодил», могут начаться уже через две-три недели. У таких больных гниют внутренние органы, человек как бы сгорает изнутри. Употребляющие дезоморфин наркоманы страдают необратимыми заболеваниями печени, почек, желудочно-кишечного тракта, внутренними кровотечениями. Как правило, дело заканчивается полным поражением иммунной системы организма.

По данным главного нарколога Тюмени, исполняющего обязанности главного врача ГЛПУ ТО «Областной наркологический диспансер» Владимира Пушкарёва, 35% всех наркоманов юга Тюменской области перешли на дезоморфин. По данным же тобольского врача-нарколога Виктора Кашина, примерно 85% наркоманов Тобольска уже плотно сидят на этом зелье. Все девять находящихся сегодня на излечении в наркодиспансере - дезоморфинщики. Почему влечение к этому наркотику столь велико? Всё дело в цене, ведь все кодеиносодержащие лекарства по сравнению с кокаином, героином и амфитаминами очень дёшевы. Казалось бы, проще вернуться к запрету кодеиносодержащих лекарств времён СССР, и вся недолга, ведь действует же принятое ещё в 30-х годах прошлого века постановление, что пиво не считается алкогольным напитком. Но такой простой путь почему-то неприемлем. И вот уже в Тюмени проводится совещание главврачей, на котором рекомендуется при выписке лекарств заменять кодеиносодержащие препараты их аналогами.

И получается парадоксальная ситуация: одни средства массовой информации рассказывают о вреде дезоморфина, о жутких последствиях его употребления. Другие СМИ крутят денно и нощно яркую, красочную рекламу кодеиносодержащих лекарств. И всё это при том, что «крокодил» выкашивает самое трудоспособное население России в возрасте от 20 с небольшим до 35 лет. А ведь наша страна не страдает переизбытком именно людских ресурсов.

И как знать, может, задержанному с двумя шприцами дезоморфина и раскаявшемуся в содеянном Павлу Замятину судья Тобольского городского суда Светлана Задворнова спасла жизнь, приговорив 11 августа наркомана к трём годам лишения свободы и штрафу в 3000 рублей? А через три года, как говорится, «или шах преставится, или ишак сдохнет». Но хотелось бы реального запрета…

Михаил Иваньков