-Нет уж, вы давайте сами идите, снимайте все, фотографируйте, а я не буду, - решительно отказался Георгий Дмитриевич Филонов. - Настю вон сфотографируйте, она у нас хозяйка.
Мои уверения, что будет прекрасно, если они все вместе, на снимке… он даже не слушает. Ну что ж, его право. Хотя и он, и я отлично понимаем, что без него - основного добытчика и кормильца семьи - его дочка Настенька вряд ли сумела бы по-настоящему воспользоваться средствами, выделенными ей по программе «Самообеспечение». Ну, купили бы корову, корм на первое время. А потом? Ни своей техники, ни постоянных рабочих рук - муж работает вахтовым методом. А значит, и хозяйство пришлось бы ликвидировать, тем более что на руках - маленький ребенок.
Так что без родителей - никуда. Держат они и свое хозяйство, и Настино, и сына. Он в Уктузе живет, работают с женой, тоже надо помочь. Они специально стайку для скота построили: большую, вместительную. Всего у них сейчас три дойных коровы, прошлогодние телята, около тридцати овец с ягнятами, а еще кролики, куры, утки, свиньи - полна коробушка.
Мы с Настей и ее мамой, Татьяной Александровной, подходим к открытому загону. Коровы и телята косятся на меня и спешат убраться в другую сторону - на всякий случай. Зато в загородке у овечек начинает голосить ягненок и тычется во все щели, стараясь пролезть в них во что бы то ни стало.
-«Покормушка», - догадываюсь я.
-Ну да, - соглашается Татьяна Александровна, - мать одного ягненка приняла, а этого нет. Пришлось самим выкармливать.
Она открывает калитку, и ягненок с разбегу взлетает к Насте на руки. Сначала оглядывает хозяек, потом начинает снова голосить. В его вопле слышится:
-Где моя соска? Подайте ее сюда…
Видимо, он не без основания считает их подательницами всех земных благ и возмущен, что не получает свою бутылку с молоком.
-Да подожди ты, - смеется Татьяна и пытается загнать своего выкормыша обратно. Но не тут-то было, ему не хочется в загон, а совсем наоборот - надо идти вместе с «мамами» домой, хитрюга знает, что уж там-то он получит свое. Впрочем, его маневр не проходит, и горький плач малыша еще долго раздается в окрестностях.
-Конечно, очень хорошо, что помогли мне приобрести скотину, - говорит Настя. - Купили корову, двух овечек. Сейчас утром и вечером управляемся все вместе.
-Рады мы, что можем помочь детям, - поддерживает дочку Татьяна Александровна. - Мы сами уже давно живем своим хозяйством.
В Полднево, где они живут, уже давно нет никакого производства. Раньше Татьяна Александровна работала в клубе, а одиннадцать лет назад ее сократили. Потом не стало работы и для Георгия Дмитриевича. Унывать не стали, а только увеличили поголовье скота да картошки стали сажать больше. И ничего, не жалуются. В свое время по 50-60 свиней держали, сейчас решили заняться разведением крупного рогатого скота. Только вот порода наших коров не особенно радует, молока от них много не получишь. Но они уже заказали в Ражево теленочка от высокоудойной коровы и деньги уже отдали, чтобы наверняка получить его. А будет это телочка или бычок, их не особенно волнует: в хозяйстве все нужны, надо свежую кровь вливать.
-А продукцию куда деваете? - интересуюсь у хозяев.
-Да Уктуз же рядом, а там на молочное спрос большой, даже не хватает. И молоко, и сметану, и творог - все разбирают.
Конечно, трудиться им приходится много. И корма запасти, и с огородом управиться - одной картошки садят сорок соток, - и прибрать урожай. Да что я рассказываю, любому селянину эта круглогодичная работа знакома не понаслышке. И ведь все они успевают, даже ягод-грибов запасти на всю зиму. Благо - лес за околицей.
В Полднево живет всего восемь семей. Три из них держат свое хозяйство. Значит, и пасти скотину приходится тоже самим, по очереди. Филоновым заниматься этим делом приходится 12 дней в месяц. Благо, что выпаса почти у дома, далеко гнать не надо. С покосом тоже нет проблем, тем более что вся необходимая техника в хозяйстве имеется.
-Здесь жить можно, - убежден хозяин, - только трудиться надо, а как же без этого? Конечно, больших доходов нет, это верно. Но мы не для богатства работаем, а себе на жизнь зарабатываем.
У них хороший, крепкий дом, добротные надворные постройки, и мечты есть заветные, и планы, как их осуществить. А главное - большое желание, чтобы и они, и дети жили достойно. Чтобы чужим в карман не заглядывали, а свое имели.
-Вот посмотрите, сколько у нас пустующих домов, - с грустью говорит Татьяна, провожая меня до машины. - Они рушатся, а ведь в них могли бы жить люди…
Конечно, свое хозяйство держать - дело хлопотное, далеко не сахар. И за год его не поднимешь. А если кто-то захочет попробовать? Вполне можете рискнуть. В Полднево для этого возможность есть.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимке: Настя со своей Покормушкой.
Фото автора.