Медиакарта
7:55 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Больница: закрыть нельзя оставить. Запятая поставлена…

В актуальности «прямой линии» с главным врачом «Областной больницы №7» Дмитрием Александровичем Бойко сомневаться не приходилось – и на сходах граждан одной из главных была «медицинская тема», и редакционная почта была полна вопросами, и… Скажем так, - «добил» один из руководителей организации райцентра, сначала позвонивший в редакцию, а затем и приехавший, чтобы лично убедиться: «Правда, что у нас больницы не будет, а главному врачу уже выделили особняк в Бердюжьем?» Причем «сведения получены от лица, заслуживающего доверия»…

Сразу отметим, что, несмотря на анонс встречи, опубликованный в газете и прозвучавший в эфире радиоканала, звонков на телефон редакции радиоканала поступило всего два. Тем не менее, в ходе беседы с журналистами были охвачены многие аспекты местного здравоохранения, а вот первый вопрос от слушателей и читателей звучал, естественно, так:

- Дмитрий Александрович, зачем закрывают нашу больницу?! – с волнением в голосе спрашивала позвонившая на «прямую линию» женщина. – Куда людям, а впервую очередь - пенсионерам, деваться?! Здоровья и так нет, а тут ещё разъезжай по городам и весям!

- В медицинском учреждении сейчас происходит реорганизация, решение о которой принято на уровне правительства области. Нашу «Областную больницу №7» объединяют с «Областной больницей №8», находящейся в селе Бердюжье. В дальнейшем на этой базе будет сформирован филиал «Областной больницы №4» города Ишим. Но для пациентов абсолютно никаких трудностей это не принесет: все врачи и фельдшера будут работать в штатном режиме на своих местах. То есть – армизонцы будут обслуживаться у себя на территории, бедюжане – на своей, поменяется лишь статус – теперь это будут районные больницы. Возглавлять филиал департамент планирует поручить мне. Единственное, что изменится, - будет сокращен административный аппарат, в том числе – бухгалтерия, юридическая служба и т.д., но, отмечу, проблему трудоустройства высвобождаемых людей мы уже практически решили.

- Ух… Успокоили маленько, - вздохнула собеседница. – Но у меня ещё вопрос! С чем это связано? И как быть с узкими специалистами, которых у нас нет? Если все в Ишиме будут, то все равно не наездишься, да и автобус не каждый день ходит…

- Страна находится в таком экономическом положении, что мы вынуждены искать какие-то меры для экономии средств, причем – при наименьших неудобствах для населения. А тут мы уходим от содержания части аппарата; возникают более выгодные условия при закупках продуктов питания, лекарств, ГСМ и так далее – опт в больших объемах всегда дешевле. Мало того, мы даже несколько выигрываем в плане лечебной и профилактической деятельности. Так, ежегодно при прохождении каких-то комиссий, осмотров, диспансеризации возникают трудности из-за отсутствия каких-то специалистов (допустим – эндокринолога, уролога, травматолога, кардиолога, ревматолога). Приходится их где-то искать, иногда – приглашать, тратя средства больницы, иногда пациенты сами вынуждены выезжать в Тюмень… Сейчас поставлена такая задача – полноценно обеспечить такими специалистами головную больницу в Ишиме, и оттуда в определённые дни они будут приезжать в районы. Как только все процессы будут налажены, мы сообщим населению. Замечу, что в Ишиме есть мобильные флюорография и маммография, которыми мы сможем пользоваться в случае необходимости.

- А магниторезонансное УЗИ? – показала знание медицины звонившая.

- К сожалению, это оборудование не мобильное, а стационарное, к тому же, в районе оно не настолько востребовано. В этом случае все-таки лучше будет проходить обследование в Ишиме. Если будут какие-то сложности, то, думаю, мы сможем решить вопрос о доставке пациентов на нашем транспорте. По крайней мере, это не такое расстояние, как до Тюмени…

- Спасибо большое! Будем надеяться на лучшее…

- Кажется, и на всех сходах про это говорили, и много звонков было в больницу, - отметил Дмитрий Александрович, - однако, судя по не стихающему ажиотажу, могу признаться, что информационная кампания у нас провалилась… Будем наверстывать…

- Кстати, именно во время одного из сходов прозвучала информация, что сокращается стационар, - заметили журналисты.

- Она немного неверно истолкована. Приведу такой пример: к нам поступает пациент с высоким давлением, и пока оно держится – он готов лежать в стационаре, но как только стало чуть легче – не удержишь… Даже при том, что он не прошёл полный курс! И это – сплошь и рядом! У всех хозяйство, дела, заботы… И только самые тяжёлые больные остаются. С другой стороны – бывают случаи, когда и мы можем стабилизировать состояние в более короткие сроки, но вынуждены нести затраты по содержанию больного, чтобы выполнить стандарт лечения. В принципе – к этому надо и стремиться: с наименьшими расходами проводить эффективное обслуживание.

Пока у нас 67 коек, хотя, исходя из реальных, рассчитанных потребностей, часть из них в некоторых отделениях практически не востребована – наверное, все же к счастью, в районе нет людей с такими заболеваниями, которые требуют именно госпитализации. В целом, мы пришли к такому же решению, что и практикуется во всем мире, - больше уделять внимания дневному стационару: пациент приходит, получает необходимое лечение и уходит домой. Безусловно, это не касается жителей отделённых территорий, хотя и здесь в ряде случаев определённые процедуры может проводить фельдшер ФАПа. Таким образом, количество коек мы не сокращаем, а переводим их в дневной стационар.

- Как в таком случае поступать при выдаче больничных листов? Нарушение режима нельзя будет контролировать…

- Больничный тем, кто находится на дневном стационаре, также выдаётся на весь период лечения. При этом нарушением может быть его несвоевременное появление в больнице для принятия процедур, появление в состоянии алкогольного опьянения и так далее, то есть – ответственность пациентов присутствует.

- А если поступает пациент с инфарктом или инсультом?

- Скажу однозначно – он не должен лежать в нашей больнице. И раньше, и сейчас. Просто потому, что в районе никогда не было высокотехнологичного оборудования, которое бы позволяло наблюдать проходимость сосудов, и специалистов, которые могли бы оказать не просто первичную, а именно необходимую помощь в таких случаях. Для этого и созданы межтерриториальные центры в Ишиме, Заводоуковске, Тобольске. Со своей стороны, мы провели учёбы со всеми фельдшерами по ранней диагностике таких патологий – и при обнаружении признаков острого нарушения мозгового кровообращения, острого инфаркта больного сразу транспортируем в Ишим. Кто-то может не понять – мол, больного везут, трясут, а я скажу, что есть неопровержимые факты: если раньше от этого люди умирали, то сейчас большая часть (даже 90-летние!) выживает, и уже на долечивание направляются в район.

- У нас есть звонок!

- Здравствуйте! А мне бы главврача! Дмитрий Александрович, подскажите, что делать по льготному протезированию? Стояла в очереди, потом была у зубного техника… Сейчас все зубы, как он сказал, сточила, коронки сняла – ни холодного, ни горячего есть не могу, а врача нет…

- Могу сказать, что в нашей больнице пока такого специалиста не будет – с ранее работавшим пришлось расстаться. Тем не менее, на сегодня решается вопрос о взаимодействии с зубным техником из Бердюжья. Вся очерёдность сохраняется. Мы перераспределим поток, выберем дни, и пациенты будут получать услуги там. Думаю, что в течение месяца все будет решено, и мы предоставим информацию и в регистратуру больницы, и в СМИ.

- Что ж, будем надеяться… А то как же без зубов-то… спасибо вам.

- Дмитрий Александрович, пока нет звонков, поясните – то есть, сейчас, вместо Тюмени, пациентов будут направлять в Ишим?

- Это будет зависеть от конкретного заболевания, и к какому специалисту вам надо. В Ишиме тоже пока не всё есть, хотя в перспективе ситуация должна поменяться. В принципе, мы уже успели проучить своего врача – хирурга на травматолога; терапевт прошла обучение по кардиологии; хотели получить лицензию на эндокринолога… То есть – действовали на благо населения. А сейчас необходимость что-то предпринимать отпала сама собой – если есть уже готовый, квалифицированный узкий специалист, который будет проводить приём по мере необходимости, то зачем тратить средства и время, при том, что полноценная занятость не гарантирована.

- И теперь нам новые свои врачи не нужны?

- Ну, почему же? Первичное звено должно быть укомплектовано и квалифицированно! Именно поэтому у нас к осени придёт ещё один врач – терапевт, всего их станет четыре, плюс еще терапевт кабинета медико-социальной помощи. Это позволит снизить нагрузку и обеспечить своевременный и полноценный приём пациентов. В принципе - кто такой гастроэнтеролог или кардиолог? Это тот же терапевт, и это значит, что работающие у нас врачи все патологии знают, методами диагностики владеют, лечение назначают, и только при острой необходимости направляют к тем, кто прошёл специализацию именно по гастроэнтерологии или кардиологии, они или подтверждают назначение, или немного его корректируют, с учётом выявленных симптомов какого-либо заболевания. И, кстати, сейчас всё больше уклон делается в сторону дистанционной диагностики.

- Дмитрий Александрович, один главврач на две больницы – не получится, что ни там, ни здесь…

- Не скажу, что я и в одной сидел без дела… Да, сложности, безусловно, есть, но, надеюсь, только в период реорганизации, пока все не утрясётся. Будет два заместителя по медицинской части, два заведующих поликлиниками, есть дружные и работящие коллективы, область всемерно поддерживает… К тому же, в ближайшем будущем какие-то экономические, технические вопросы будут полностью переданы в ведение Ишима, а нам останется только сосредоточиться на нашей основной задаче - оказание своевременной и качественной медицинской помощи населению. 

- Извините за неудобные вопросы, но, тем не менее, они часто поднимались на сходах. Первый - именно по несвоевременному приёму: на талонах одно время, а по факту часто получается попасть к врачу гораздо позже… И ещё – по грубому обслуживанию…

- Начну со второго. В прошлом году подобных жалоб было гораздо больше, но мы на все реагировали и принимали меры. Хотя, замечу, я не могу назвать их обоснованными и объективными, поскольку люди как бы вспоминали о давно произошедших случаях, а не обращались сразу же, по факту, так сказать. Тем не менее, мы пошли даже на то, чтобы установить мини-АТС и теперь все разговоры регистратора и пациента записываются: при необходимости, мы можем отследить – был факт или нет. Безусловно, в каждом кабинете камеру слежения не поставишь, да это будет и нарушением закона, однако, я уже не раз говорил и повторюсь: если с вами обошлись грубо, то следует немедленно обратиться или ко мне, или к заместителю, или к заведующему поликлиникой. Однако я прошу с пониманием отнестись к ситуации и людей, пришедших на приём к врачу: бывает, что люди в очереди уже, скажем так, «настроились на скандал», выдвигают какие-то требования, даже переходят к оскорблениям… Врач знает, что у вас что-то болит, что вам очень некомфортно, и по мере сил старается помочь, так не усложняйте его работу. Я всегда выступаю за понимание и уважение, но всё должно быть взаимно.

Что касается так называемой «просрочки» времени приёма, то также неоднократно пояснял, что, во-первых, просто нереально знать до минуты – сколько займёт осмотр каждого пациента. У одного, допустим, простой случай, а со вторым надо более детально поработать… Это же не конвейер, где каждое движение рассчитано, а работа с людьми. К тому же, случается, что пожилые люди начинают долго объяснять – что и как у них получилось. Прерывать, выгонять из кабинета? Во-вторых, иногда у нас случаются такие накладки – люди уходят в отпуска, кто-то болеет, уезжает по служебным делам… Вас все равно и даже обязательно примут, выслушают и назначат лечение. Только придётся подождать. Здесь, опять-таки, надеюсь только на понимание и лояльное отношение. 

- И последний вопрос: как бы вы оценили состояние системы здравоохранения района на сегодняшний день?

- Скажу честно – не так давно казалось, что грядёт полный развал: стояли очень сложные задачи по кадровому составу, материально-техническому обеспечению, ремонту помещений, получению лицензий… Однако с помощью коллектива, правительства области, администрации района мы смогли выстоять и даже пойти вперёд. Сейчас мы ставим другую цель - добиться самого высокого качества предоставления медицинских услуг, рационально и оптимально используя имеющиеся ресурсы. Думаю, что меня поймут правильно, если я выражусь «околомедицинскими» терминами: на костях нарастили мясо и теперь качаем мускулатуру… 

- Удачи вам, и до новых встреч!

Автор: Владимир МЕЛЕШКО