О грозных событиях, развернувшихся у ворот Тюмени в январе 1635 года, говорится в «Повести о городах Таре и Тюмени». Название её условно, да и сама повесть была найдена только в 1907 году при разборе рукописного сборника XVII века. Сегодня эта повесть признана выдающимся памятником русской литературы Сибири.
Ярок и богат язык повести: «Преславный град Тюмень попран… и слезам достойно видение, яко виноград видим есть, его ж озоба вепрь дивий из лука пришед, или сад, оцепенев мразом лютыя зимы и увяд и бысть в поношение поганым».
В тексте приводится сравнение разгромленной дикими племенами киргизов Тюмени с увядшим от мороза цветущим садом и загубленным диким зверем виноградом.
«Погани же разыдошася по уездам и многих христиан овех мечю предаша, овых живых в плен ведоша и в крови християнстей руки свои обогриша… И тако погании поидоша восвояси со многим богатством и в плен поведоша с собою мужеска пола и женска с тысящу человек, младенцев ж, сосущих млеко, от матерей из чресл исторгаху, овых на копия вознисяху, овых ножи резаху..."
Тюмень потеряла тогда почти две тысячи жителей. Скорбь и слёзы заполнили город. Но он скоро поднялся из руин, окреп, вырос, расширился. Вражеская рать уже больше не смела нападать на него.
«Гражане ж плачющеся и поидоша во след поганых, уповаху отмъстити наносимые им тяшкие беды от них. И постигоша их на реке, зовомой Пышме, от града 15 поприщ и, не дождавшеся своим, немногими людми нападоша, погании ж возвратившеся и немилостивно на граждан нападают, копейным поражением и острыми стрелами граждан уязвляют и низлагают и коньскими ногами попирают.
И аще не бы господь прекратил той день, конечно бы вси граждане пали острием меча поганых, понеже гнев божий изыде на ня; аще и горями подвизалися бы, но противно гнева божия кто постоит? Бысть же в то время убиенных и в плен сведенных мало не две тысящи человек…»
Создание «Повести о городах Таре и Тюмени» имело практическое назначение: привлечь внимание властей к укреплению первых сибирских городов. Города были укреплены, в Тюмень вскоре прибыл большой отряд стрельцов, а город был обнесён валами и рвами.
«Повесть о городах Таре и Тюмени» художественно запечатлела отвагу и трудности обустройства русских на новом месте.