О задачах полпреда, оценке работы губернаторов и принципах управления регионом шла речь в беседе члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского с полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе, членом президиума АЮР Николаем Винниченко.
Уполномочен заявить
– Николай Александрович, объясните, пожалуйста, в чем заключаются обязанности полпреда в федеральном округе?
– Полпред – это политическая фигура. Его основная задача – проведение политики Президента на территории округа и входящих в него субъектов. Мы следим за исполнением экономических и политических инициатив главы государства, осуществляем контроль выполнения его поручений.
– А какие у вас полномочия? Насколько я понимаю, вы не можете снять губернатора или министра правительства. С формальной точки зрения у вас административных полномочий ноль.
– Наши контрольные функции непосредственно связаны с полномочиями. Аналог нашего контрольного департамента – Контрольное управление Президента. По результатам проверок мы вносим предложения, в том числе и о наказании виновных.
– Кому вы вносите предложения?
– Руководителям тех органов, которые мы проверяем. А это губернаторы и руководители федеральных структур. Если говорить об ответственности самих губернаторов, наша позиция учитывается при принятии решений о продлении их полномочий и при назначении новых руководителей субъекта. Если речь идет о наказании руководителя федерального уровня, мы обращаемся к его начальнику в Москве.
Сейчас администрация Президента прорабатывает возможность расширения полномочий полпредов с точки зрения их влияния на лиц, занимающих федеральные должности.
– За что вы в большей степени отвечаете – за выборы или состояние дорог?
– С меня как и с любого губернатора спрашивают за все. Нужно, чтобы и состояние дорог было удовлетворительным, и чтобы выборы проходили без нарушений, а главное, чтобы не возникало обострения социально-экономической обстановки. Кстати, последние президентские инициативы – модернизация экономики, повышение энергоэффективности, внедрение инноваций – это тоже непосредственно наша задача.
– А вы какие-нибудь управленческие решения подписываете?
– Если говорить об управленческих решениях в экономике региона, создан проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Фактически это государственная корпорация, капитал которой сформирован за счет вкладов субъектов и нами контролируется. Сегодня он, по сути, выступает инновационным агентством по комплексному освоению окружной территории.
Определены четыре основных направления – строительство автомагистралей и железной дороги, геологоразведка и разработка сырьевой базы, энергетика, лесопереработка. Решения, которые принимаются при моем непосредственном участии, безусловно, управленческие. Например, недавно очередное заседание попечительского совета в Салехарде, где я председательствовал, определило стратегию развития корпорации в кооперации с субъектами.
– А что в вашем регионе происходит со строительством дорог?
– Регион делится на индустриальный юг, куда входят Свердловская и Челябинская области, здесь же и сельскохозяйственная Курганская область, и богатый природными ископаемыми север – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область. С дорогами плохо везде. Но в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, в Зауралье хотя бы развита дорожная инфраструктура. Хуже обстоит дело на северах. Сейчас мы в рамках глобальной стратегии экономического развития округа приступили к строительству дороги Салехард – Надым. Она необходима не только для доставки больших объемов жидких углеводородов в порты европейской части России, но и для освоения других богатейших месторождений Ямала.
Губернаторам ставят оценки
– Скажите, вам помогают или, наоборот, мешают юридическое образование и опыт работы юристом в сегодняшней должности?
– Сейчас помогают. В начале работы я ощущал давление собственного, скорее административного менталитета, который не позволял быть гибким в общении с губернаторами и при решении острых вопросов. Иногда мне просто хотелось стукнуть кулаком по столу и отдать команду выполнять. Потом я понял, здесь это не работает. Институт полпредства – не административная система в прямом смысле слова, а в большей степени система, выполняющая координирующую роль. У каждого субъекта свое видение развития региона. Мы решили унифицировать подходы, разработали единую систему оценки эффективности работы губернаторов. Надеемся, эти меры, а также внедрение духа соревновательности между субъектами позволит выровнять регионы. На этот счет у нас есть поручение Президента.
– Не жалеете, что ушли с чисто юридической работы?
– Собственно, я на ней фактически остался. Почти все вопросы, которые приходится решать: оценка инициатив субъектов, совершенствование системы ЖКХ, бесперебойное функционирование оборонно-промышленного комплекса, работа с недобросовестными собственниками и даже производство зерновых в значительной степени связаны с юриспруденцией и правом.
– На мой взгляд, в наше административно-террито-риальное деление по национальному признаку заложена мина замедленного действия. Если в округах упразднить губернии, отсутствие формального разделения через 30-40 лет приведет к формированию российского народа. А сохранение административно-территориального деления во многих случаях в основном по национальному признаку – это путь в никуда. Согласны вы с этим тезисом?
– В Уральском регионе существующая форма административно-террито-риального деления оправдана. В национальных образованиях – Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах серьезное внимание уделяется коренным и малочисленным народам. Статус их территорий позволяет лучше учитывать интересы коренного населения во взаимоотношениях с нефтяными компаниями. Ни одно решение по прокладке нефтепровода или открытию скважины не принимается без поддержки, оказываемой развитию региона.
Ключевой вопрос
– Считаете ли вы, что восемь федеральных округов – это и есть идеальная модель административно-территориального деления России?
– Может быть. Серьезных недостатков существующей системы управления я не вижу. Главный изъян находится на муниципальном уровне. По моему глубокому убеждению, в условиях посткризисного развития России более тысячи муниципальных образований, притом что они все дотационные, а большая часть сельских поселений даже не окупает затраты на содержание собственного аппарата, слишком большая роскошь. Тем более что на местах выявляется очень много недостатков.
«Российская газета» – Неделя № 5276 (197)
от 2 сентября 2010 г. (публикуется в сокращении)