Медиакарта
10:55 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поручение от Президента

Поручение от Президента
15:41 | 20 сентября 2010

О задачах полпреда, оценке работы губернаторов и принципах управления регионом шла речь в беседе члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского с полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе, членом президиума АЮР Николаем Винниченко.

Уполномочен заявить

– Николай Александрович, объясните, пожалуйста, в чем заключаются обязанности полпреда в федеральном округе?

– Полпред – это политическая фигура. Его основная задача – проведение политики Президента на территории округа и входящих в него субъектов. Мы следим за исполнением экономических и политических инициатив главы государства, осуществляем контроль выполнения его поручений.

– А какие у вас полномочия? Насколько я понимаю, вы не можете снять губернатора или министра правительства. С формальной точки зрения у вас административных полномочий ноль.

– Наши контрольные функции непосредственно связаны с полномочиями. Аналог нашего контрольного департамента – Контрольное управление Президента. По результатам проверок мы вносим предложения, в том числе и о наказании виновных.

– Кому вы вносите предложения?

– Руководителям тех органов, которые мы проверяем. А это губернаторы и руководители федеральных структур. Если говорить об ответственности самих губернаторов, наша позиция учитывается при принятии решений о продлении их полномочий и при назначении новых руководителей субъекта. Если речь идет о наказании руководителя федерального уровня, мы обращаемся к его начальнику в Москве. Сейчас администрация Президента прорабатывает возможность расширения полномочий полпредов с точки зрения их влияния на лиц, занимающих федеральные должности.

– За что вы в большей степени отвечаете – за выборы или состояние дорог?

– С меня как и с любого губернатора спрашивают за все. Нужно, чтобы и состояние дорог было удовлетворительным, и чтобы выборы проходили без нарушений, а главное, чтобы не возникало обострения социально-экономической обстановки. Кстати, последние президентские инициативы – модернизация экономики, повышение энергоэффективности, внедрение инноваций – это тоже непосредственно наша задача.

– А вы какие-нибудь управленческие решения подписываете?

– Если говорить об управленческих решениях в экономике региона, создан проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Фактически это государственная корпорация, капитал которой сформирован за счет вкладов субъектов и нами контролируется. Сегодня он, по сути, выступает инновационным агентством по комплексному освоению окружной территории. Определены четыре основных направления – строительство автомагистралей и железной дороги, геологоразведка и разработка сырьевой базы, энергетика, лесопереработка. Решения, которые принимаются при моем непосредственном участии, безусловно, управленческие. Например, недавно очередное заседание попечительского совета в Салехарде, где я председательствовал, определило стратегию развития корпорации в кооперации с субъектами.

– А что в вашем регионе происходит со строительством дорог?

– Регион делится на индустриальный юг, куда входят Свердловская и Челябинская области, здесь же и сельскохозяйственная Курганская область, и богатый природными ископаемыми север – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область. С дорогами плохо везде. Но в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, в Зауралье хотя бы развита дорожная инфраструктура. Хуже обстоит дело на северах. Сейчас мы в рамках глобальной стратегии экономического развития округа приступили к строительству дороги Салехард – Надым. Она необходима не только для доставки больших объемов жидких углеводородов в порты европейской части России, но и для освоения других богатейших месторождений Ямала. Губернаторам ставят оценки

– Скажите, вам помогают или, наоборот, мешают юридическое образование и опыт работы юристом в сегодняшней должности?

– Сейчас помогают. В начале работы я ощущал давление собственного, скорее административного менталитета, который не позволял быть гибким в общении с губернаторами и при решении острых вопросов. Иногда мне просто хотелось стукнуть кулаком по столу и отдать команду выполнять. Потом я понял, здесь это не работает. Институт полпредства – не административная система в прямом смысле слова, а в большей степени система, выполняющая координирующую роль. У каждого субъекта свое видение развития региона. Мы решили унифицировать подходы, разработали единую систему оценки эффективности работы губернаторов. Надеемся, эти меры, а также внедрение духа соревновательности между субъектами позволит выровнять регионы. На этот счет у нас есть поручение Президента.

– Не жалеете, что ушли с чисто юридической работы?

– Собственно, я на ней фактически остался. Почти все вопросы, которые приходится решать: оценка инициатив субъектов, совершенствование системы ЖКХ, бесперебойное функционирование оборонно-промышленного комплекса, работа с недобросовестными собственниками и даже производство зерновых в значительной степени связаны с юриспруденцией и правом.

– На мой взгляд, в наше административно-террито-риальное деление по национальному признаку заложена мина замедленного действия. Если в округах упразднить губернии, отсутствие формального разделения через 30-40 лет приведет к формированию российского народа. А сохранение административно-территориального деления во многих случаях в основном по национальному признаку – это путь в никуда. Согласны вы с этим тезисом?

– В Уральском регионе существующая форма административно-террито-риального деления оправдана. В национальных образованиях – Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах серьезное внимание уделяется коренным и малочисленным народам. Статус их территорий позволяет лучше учитывать интересы коренного населения во взаимоотношениях с нефтяными компаниями. Ни одно решение по прокладке нефтепровода или открытию скважины не принимается без поддержки, оказываемой развитию региона. Ключевой вопрос

– Считаете ли вы, что восемь федеральных округов – это и есть идеальная модель административно-территориального деления России?

– Может быть. Серьезных недостатков существующей системы управления я не вижу. Главный изъян находится на муниципальном уровне. По моему глубокому убеждению, в условиях посткризисного развития России более тысячи муниципальных образований, притом что они все дотационные, а большая часть сельских поселений даже не окупает затраты на содержание собственного аппарата, слишком большая роскошь. Тем более что на местах выявляется очень много недостатков.

«Российская газета» – Неделя № 5276 (197) от 2 сентября 2010 г. (публикуется в сокращении)