Медиакарта
10:38 | 24 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Высокая степень доверия

Высокая степень доверия
15:46 | 20 сентября 2010

Редакция продолжает цикл публикаций, посвященных основному политическому событию года – выборам депутатов в Тобольскую городскую Думу V созыва. Сегодня у нас в гостях член Центральной избирательской комиссии Российской Федерации Геннадий Райков.

Геннадий Иванович хорошо известен жителям Тюменской области: крепкий хозяйственник – главный инженер и генеральный директор крупнейшего мотостроительного объединения, председатель Тюменского горсовета народных депутатов, первый мэр областной столицы.

«Если у современной российской демократии есть лицо, так оно похоже на лицо Геннадия Ивановича Райкова», – так ещё недавно его представляли отечественные Интернет-издания. Мы связались с земляком по телефону и получили от него исчерпывающие ответы на вопросы предвыборной тематики. Отметим его постоянную готовность сотрудничать с журналистами, за что он пользуется среди них большим уважением.

Наша справка: Геннадий Иванович Райков родился в Хабаровске 8 августа 1939 года. В марте 2007 года Постановлением Государственной Думы РФ назначен членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Он отвечает за организацию системы финансирования выборов и референдумов, деятельности ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов Федерации. Также на него возложен контроль за соблюдением избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов всех уровней, в том числе в органы местного самоуправления. В его полномочиях и контроль за соблюдением порядка формирования избирательных комиссий. Геннадий Райков избирался депутатом Государственной Думы РФ второго, третьего и четвёртого созывов (1995-2007 гг.). Известен такими законодательными инициативами, как восстановление института смертной казни за убийства и уголовного преследования нетрадиционных сексуальных течений. Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и другими. Женат, имеет сына и внука.

– Геннадий Иванович, процесс организации и проведения выборов никогда не был лёгким. Только на территории нашей области в октябре 2010 года состоится свыше 280 муниципальных кампаний. Как ЦИК РФ оценивает качество деятельности местных избиркомов по результатам последних лет?

– Сегодня ЦИК России наделён полномочиями по организации и проведению выборов, референдумов на территории Российской Федерации, а также обеспечению гарантий избирательных прав граждан. Хочу сразу заметить, что специальных полномочий по оценке деятельности избирательных комиссий всех уровней в стране действующее законодательство для нас никаким образом не предусматривает. Более того, любая официальная оценка работы избирательной комиссии со стороны не только ЦИК России, но и всякого должностного лица может быть расценена как вмешательство в деятельность данной комиссии, что в соответствии с федеральным законом не допускается (подпункт 7 статьи 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). В случаях, когда избирательная комиссия допускает нарушения законодательства о выборах, предусмотрена процедура прекращения её полномочий по решению суда. Такого на территории Тюменской области за последние четыре года не было.

– Считаете ли вы целесообразным формирование избиркомов на партийной основе? Не нарушается ли этим их независимость?

– Действительно, в настоящее время партийные интересы в достаточной степени учитываются при формировании избирательных комиссий. Однако какого-либо партийного «перекоса» в таком подходе я не вижу. Согласно закону о выборах органы, формирующие избирательные комиссии различных уровней, кроме ЦИК РФ, обязаны назначить не менее половины членов на основе поступивших предложений от политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, законодательном собрании данного субъекта Федерации, представительном органе соответствующего муниципального образования.

Количество таких партий на территории России колеблется от четырёх до шести. Таким образом, практически все политические партии уже имеют в избиркомах широкое представительство. К тому же в целях реализации Послания Президента Российской Федерации в ноябре прошлого года постановлением ЦИК РФ рекомендовано избирательным комиссиям в регионах обеспечить возможность участия в работе надлежащих комиссий представителям тех политических партий, не обладающих правом назначения в их составы членов избиркомов с правом совещательного голоса. Поэтому такая возможность сегодня имеется у представителей всех семи зарегистрированных политических партий. И надо помнить о том, что предложить кандидатуры участников избирательных комиссий могут общественные организации, собрания избирателей по месту работы и службы, жительства. И это является своеобразным балансом различных интересов, определённой гарантией независимости и объективности избирательных комиссий.

– Существует ли необходимость отмены практики сбора частных пожертвований в избирательные фонды кандидатов и партий? Ведь при таком подходе победитель на выборах должен затем «отработать» вложенные в него частные инвестиции?

– Практика частных пожертвований основана на нормах действующего законодательства. Поэтому более правильно говорить не об изменении существующей практики, а о возможном внесении каких-то изменений в Закон о выборах, которым предусматривается формирование избирательных фондов кандидатов за счёт добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Я озвучу различные существующие точки зрения. Так, действительно в последнее время звучат предложения о том, что по примеру западных стран следует полностью или частично отказаться от частного финансирования избирательной кампании кандидатов. Например, доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян замечает: «Если мы откажемся от частных денег на «раскрутку» кандидата, возрастёт роль тех, кто его выдвинул: партий, общественных объединений, самого кандидата. Однодневкам нечего делать в этом процессе – либо ты лично создал себе популярность конкретными делами, либо за тобой стоит уважаемая группа лиц. Не надо тратить миллионы на зомбирование избирателя». В то же время надо иметь в виду, что согласно закону все пожертвования носят строго добровольный характер. Поэтому лично у меня возникает вопрос: можем ли мы ограничивать право гражданина на поддержку того или иного кандидата или избирательного объединения, в том числе и материального характера? На данную проблему можно и взглянуть под иным углом зрения. Уже достаточно давно обсуждается вопрос о необходимости полной отмены предельного размера расходования средств избирательного фонда или его значительном увеличении. Российская практика свидетельствует о том, что кандидаты зачастую и вовсе не приближаются к установленному порогу. При этом реальные расходы в несколько раз превышают этот предел. О чём это говорит? Значит, финансирование избирательной кампании осуществляется за счёт других денежных средств – помимо фонда. На эту ситуацию неоднократно обращалось внимание, вот где требуется приложить усилия государственным институтам власти, общественности и в первую очередь правоохранителям.

– И всё-таки, Геннадий Иванович, чем обернётся корысть частного инвестора при вложении средств в того или иного кандидата в депутаты?

– Я думаю, нет принципиальности в этом вопросе – кто именно вложил деньги для проведения избирательной кампании кандидата. Посмотрите, и это никакой не секрет, что в зарубежных странах, где запрещено частное финансирование избирательных фондов, за многими кандидатами стоят конкретные финансовые и промышленные группы. То же самое происходит и в России, хотя и не введён подобный запрет.

– Внеся изменения и дополнения в Закон о выборах, какие уроки прошлого были учтены?

– Последнее время мы много работали совместно с Государственной Думой РФ, правительством России над законопроектами по реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в 2009 году в части совершенствования законодательства о выборах и референдумах. Но были случаи, когда изменения в ФЗ «Об основных гарантиях…» вносились, например, после разрешения конкретной ситуации Верховным Судом РФ. Так, возникла ситуация, когда предусмотренная в 53 субъектах Федерации возможность заверения списков депутатов-одномандатников не была чётко урегулирована законодательством. Были внесены необходимые изменения в закон, и они позволили определить единообразный подход к заверению списков кандидатов при проведении выборов в регионах, унифицировать соответствующие процедуры, а также установить единые основания для отказа в заверении списка кандидатов по одно- и многомандатным избирательным округам. Наличие такого законопроекта обеспечивает равенство прав кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями (партиями) единым списком. Более того, облегчается работа и для самой политической партии, когда она только единожды предоставляет свои документы (устав, выписку из госреестра) в комиссию, организующую данные выборы.

– Почти всегда тот, кто проигрывает на выборах, высказывает сомнения в достоверности их итогов. Электронная система подсчёта голосов, внедряемая в ряде регионов России, может гарантировать их достоверность?

– Электронная система подсчёта голосов, в том числе технические средства для её надлежащей работы, продемонстрировали свою надёжность и способность гарантировать достоверность итогов голосования. Применение систем электронного голосования также является перспективным направлением развития технологического оснащения избирательной системы. Политические партии, ещё недавно выступавшие в резких тонах против использования электронного голосования, сейчас стали его сторонниками.

В последние годы единые дни голосования в регионах России стали масштабным экспериментальным полигоном для обработки программно-технических средств подсчёта голосов избирателей и применения новейших систем голосования. Вот несколько примеров: в 2007-2010 годах в десяти субъектах Федерации на избирательных участках устанавливались комплексы для обработки избирательных бюллетеней, где главным механизмом стал сканер, распознающий отметки на бумажных бюллетенях. В городе Суздале Владимирской области следом за Орлом и Саратовым на некоторых участках применялись комплексы для электронного голосования – аппараты с сенсорным экраном.

Первый в российской электоральной практике эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием Интернета проведён в октябре 2008 года в ходе муниципальных выборов в Новомосковске Тульской области. Ключевым звеном в представленной технологии стал диск для электронного опроса. Спустя полгода такая практика уже велась в других регионах. А в Ханты-Мансийском автономном округе использовалась технология удаленного электронного опроса при помощи мобильной связи. И таких примеров много, в особом ряду новейших технологий можно выделить установку веб-камер на отдельных избирательных участках в 12 субъектах Российской Федерации, которые в марте 2010 года предоставили возможность любому гражданину наблюдать за ходом голосования и процедурой подсчёта голосов избирателей в режиме реального времени.

А вот в Иркутской области годами ранее проводился эксперимент с применением навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Гонец», когда через мониторы велось наблюдение за движением автотранспорта, доставлявшего документацию с избирательных участков. Кстати, сегодня многие избирательные участки оборудуются автоматизированными рабочими местами членов избиркома, это позволяет сформировать электронный протокол и разместить его в общедоступной сети Интернет. Использование технических средств значительно снижает риск человеческого фактора, минимизирует непреднамеренные ошибки, имеющие место при ручном подсчёте голосов.

Напоследок, касаясь вопроса о применении современного технического сопровождения на выборах, отмечу тот факт, что все эксперименты ведутся параллельно с социологическими опросами, и те, в свою очередь, показывают высокую степень доверия к «электронике» даже в старших возрастных группах, которые традиционно более консервативны ко всем техническим новациям.

– Геннадий Иванович, спасибо за содержательную беседу. Тоболяки желают вам крепкого здоровья, благополучия и успехов на столь ответственной и важной для россиян работе.

Юрий ШУЛИНИН