Россия взяла курс на импортозамещение. Тюменская область идёт в первых рядах.
Обратная крайность
На минувшей неделе премьер-министр Дмитрий Медведев обсуждал программу импортозамещения. Министерства уже подготовили 19 отраслевых планов. В частности, глава Минпромторга Денис Мантуровобещает за два-три года заместить половину импортируемого ныне оборудования в нефтегазовом секторе. Окончательные решения по реализации этих планов должны быть приняты до 1 июля. Как отметил глава правительства, переход на продукцию российских производителей потребует времени, но процесс этот должен быть продуманным и независимым от санкций.
— Никто не ставит задачу тотального замещения всего импорта, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Это невозможно, это обратная крайность. Тем не менее мы знаем, что уровень государственной поддержки в самых разных формах у зарубежных производителей зачастую существенно выше, чем у нас. А страны, которые безо всяких усилий открывали свои рынки, такие страны есть и среди наших ближайших партнёров, нередко теряли целые секторы национальной экономики. Это отчасти произошло и с Россией в 1990-е. Ситуация в некоторых областях до сих пор крайне тяжёлая.
Жизнь без иллюзий
План импортозамещения разработан и в Тюменской области. Правительство региона помогает местным производителям установить прямой контакт с нефтяными компаниями, являющимися крупнейшими заказчиками оборудования и прочих товаров.
Представители нескольких десятков тюменских предприятий пришли на встречу с руководством компании «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь». Вадим Шумков, заместитель губернатора, директор областного департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства, в самом начале разговора предупредил заводчан: «Тендерный принцип закупок никто не отменял. Чтобы не было потом иллюзий — если мы начнём выпускать продукцию, то её у нас обязаны будут купить. Такого не будет!»
Вместе с тем правительство региона и руководство компании создадут рабочую группу, которая предметно займётся реализацией плана по импортозамещению. В плане пропишут перечень конкретных действий с указанием сроков.
— Если ваши мощности позволяют уже сейчас выпускать импортозамещающую продукцию, то просто определяем, в течение какого срока вы начинаете её выпускать, и вместе с вами отвечаем перед заказчиком за исполнение, — разъясняет механизм предстоящей работы Вадим Шумков. — Если вам необходимо новое оборудование, то правительство области готово субсидировать его приобретение. Мы возвращаем первый взнос по договору лизинга — до половины стоимости оборудования, а также компенсируем две трети ставки рефинансирования по кредитам, которые вы берёте на создание новых производственных мощностей. Компания в рамках своего плана импортозамещения разговаривает с вами уже немного по-другому.
«Не гоняться за прибылями!»
Виктор Невмержицкий, заместитель генерального директора компании «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь», курирующий закупки, посетовал на наметившееся сокращение числа тюменских поставщиков и мизерные объёмы. В 2014-м, например, тендеры выиграли 11 предприятий, поставившие продукции всего на 837 миллионов рублей. В этом году таковых оказалось лишь восемь.
— Мы в рабочем порядке отрабатывали вопрос по импортозамещению с вашим департаментом, — раскрывает карты нефтяник. — Рассылали перечень необходимого оборудования, пытались выяснить потенциал и возможности ваших предприятий. Но чёткого ответа пока не получили. Поэтому предлагаем начать с малого — с комплектующих, запасных частей к имеющемуся оборудованию. И дальше от простого переходить к более сложному. Это позволит создать благоприятную среду для отечественных производителей.
Одновременно Виктор Невмержицкий призвал заводчан «не гоняться за прибылями». А с минимальной рентабельностью участвовать и побеждать в тендерах, чтобы зарекомендовать себя как надёжного поставщика.
— Занимайте нишу! — обращается к собеседникам заказчик. — У нас практикуется такое: когда к поставщику нет нареканий и он сохраняет цену предыдущего периода, то мы приобретаем его продукцию уже на бестендерной основе. Мы открыты, готовы показать импортное оборудование и поделиться техническими заданиями. Наши специалисты с удовольствием будут к вам выезжать, проводить технический аудит. Показывайте себя! Чтобы мы знали, что есть такой производитель. И при разработке новых проектов обустройства нефтяных месторождений могли закладывать ваше оборудование в проект. К сожалению, был такой неприятный момент, когда мы хотели приехать в Тюмень на аудит, но на все наши звонки никто даже не ответил.
— 800 миллионов рублей — это непозволительно маленькая цифра, — подтверждает Вадим Шумков. — Мы имеем возможность поставлять кратно больше. Но всё зависит от вас самих! От вашей настойчивости и клиентоориентированности. Ни «ЛУКОЙЛ», ни какой другой заказчик под вас не прогнётся. И если вы не отвечаете на звонки, не принимаете технических специалистов, то о каком сотрудничестве вообще можно вести речь? Сегодня время покупателя!
В самом начале пути…
Валерий Костилевский, заместитель директора компании «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь», с помощью цифр представляет потенциальным поставщикам фронт работ: «Действующий фонд скважин ежегодно растёт. В прошлом году их количество достигло 23362 штук. Соответственно у нас существует потребность в приобретении оборудования и материалов для обеспечения плановых показателей. Кроме того, не первый год с учётом импортозамещения мы формируем программу опытно-промышленных работ для подбора отечественных технологий — по бурению, исследованию, обслуживанию скважин. Сегодня доля импорта чрезвычайно высока. Это различные насосы, компрессоры, турбины, силовые частотные преобразователи, оборудование для гидроразрыва пласта и закачивания горизонтальных скважин, химические реагенты и программные продукты. Сегодня все микросхемы, датчики давления, контрольно-измерительные приборы и автоматика — зарубежного производства. Это те направления, которые нам самим нужно развивать в ближайшие пять-десять лет.
— Мы в самом начале долгого пути, — подводит черту под выступлениями гостей Вадим Шумков. — И начинаем выпускать продукцию на импортном оборудовании по иностранным технологиям. Это лишь первый этап. Вот когда у нас будут отечественные станки и к ним будут прилагаться отечественные технологии, только тогда мы сможем сказать, что импортозамещением позанимались успешно.
«Вы нас обижаете…»
Слово предоставляется руководителям тюменских предприятий. Евгений Бакулин, первый заместитель директора «Нефтепроммаша», расписывает преимущества импортозамещающей устьевой моноблочной колонной обвязки «Колумб». Разработка тюменских конструкторов гораздо дешевле импортных аналогов. Осенью будут получены заключения по итогам промышленной эксплуатации в «Роснефти», после чего заводчане предлагают взять оборудование на подконтрольную эксплуатацию «ЛУКОЙЛу».
— Вы нас обижаете! — выговаривает докладчику Виктор Невмержицкий. — В «Роснефть» обратились, а к нам — нет. Не затягивайте! Предлагайте нам свою продукцию. Мы обязательно вас посетим и проработаем этот вопрос.
Дмитрий Витязев, руководитель проекта научно-производственного объединения «Сиббурмаш», заготовил целый «блокбастер» обо всех этапах многостадийного гидроразрыва пласта с использованием гидравлических пакеров и прочего оборудования, производимого в Тюмени.
— Спасибо вам, Дмитрий Олегович, за хороший фильм, — не без юмора замечает Вадим Шумков. — Саунд-трек вообще впечатляющий. Остаётся надеяться, что ни один пакер при съемках не пострадал.
«Когда варишь курицу…»
Управляющие и технические директоры, главные технологи, менеджеры по развитию тюменских предприятий один за другим презентуют потенциальным заказчикам свою «уникальную» импортозамещающую продукцию.
— Когда предприятия говорят, что у них есть аналог замещения импортного оборудования или иных продуктов, то хотелось бы видеть основные технические характеристики, — высказывает пожелание Валерий Костилевский. — Насколько предложения по закачиванию скважин, например, совместимы с технологиями «Schlumberger», «Baker Hughes» и «Halliburton». Не придётся ли нам переустраивать всю систему обслуживания, начиная с бурения, подойдут ли химия и насосы, пройдут ли геофизические приборы?
— Как говорится, если варишь курицу, не стоит поджигать весь дом, — вспоминает поговорку Вадим Шумков. — Ради одного замещаемого элемента компании не будут проводить масштабную перенастройку существующей системы, неся колоссальные затраты.
Разберутся по полной программе
Евгений Бакулин интересуется у нефтяников: могут ли тюменцы рассматривать как своё конкурентное преимущество производимую правительством области компенсацию части затрат при закупке оборудования на юге нашего региона?
— С прошлого года правительство области изменило порядок возмещения, — поясняет Виктор Невмержицкий. — Если раньше нам возмещали 8 процентов от стоимости закупленных и оплаченных материально-технических ресурсов, то теперь размер возмещения снижен до пяти процентов, при этом добавлено обязательное требование — закупки должны превышать миллиард рублей. Поэтому компенсацию при проведении тендера мы не учитываем. Ведь если бы мы приняли ваше предложение, которое на пять процентов выше, чем у конкурента из другого региона, то понесли бы реальные убытки.
Юлия Денеко, директор по развитию научно-исследовательского института экологии и рационального использования природных ресурсов, пытается выяснить причины проигрыша на тендере. В течение десяти лет они являлись поставщиками «ЛУКОЙЛа». А год назад при прочих равных условиях предложили самую низкую цену, но проиграли.
— Если у претендента есть сомнение, что его неправильно оценили или необоснованно отказали, следует обращаться в блок закупок компании, — советует Виктор Невмержицкий. — Разберутся по полной программе.
Успешно провалены…
Михаил Зимин, заместитель управляющего директора «Сибнефтеавтоматики», вспоминает, что нынешняя кампания по импортозамещению уже третья по счёту. Две предыдущие были успешно провалены. И одна из причин тому — нежелание вкладываться в разработки.
— У «ЛУКОЙЛа» есть программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, — держит ответ Валерий Костилевский. — Вы можете выйти на нас со своими предложениями, если тема актуальна для нас, мы включим её в программу на 2016 год. Далее проведём открытый тендер, в котором вы сможете принять участие. Но проводить разработку будет тот, кто предложит лучшие условия. Другого варианта не существует.
— У вас частный бизнес, и не всегда правильно просить деньги на его развитие у заказчика, — убеждён Вадим Шумков. — Заказчик и так покупает вашу продукцию. Профинансировать разработки вполне можно за счёт льготных займов Федерального фонда развития промышленности, куда государство закачало 20 миллиардов бюджетных рублей.
А чтобы третья кампания по импортозамещению не провалилась, правительство области и формирует рабочие группы с участием нефтяных и газовых компаний.
Дмитрий Медведев: "Никто не ставит задачу тотального замещения всего импорта. Это невозможно, это обратная крайность. Тем не менее мы знаем, что уровень государственной поддержки у зарубежных производителей зачастую существенно выше, чем у нас."
Вадим Шумков: «Если варишь курицу, не стоит поджигать весь дом. Ради одного замещаемого элемента компания не будет проводить масштабную перенастройку существующей системы, неся колоссальные затраты».