Если бы мы побывали в гостях у Анны Степановны и Семёна Макаровича Коробейниковых летом, они обязательно бы угостили нас малиной, земляникой и другими ягодами с собственного участка. Ведь в ухоженном саду есть почти все кустарники и фруктовые деревья, которые плодоносят в сибирских условиях.
А сегодня хозяйка потчевала нас свежеиспечённым пирогом и душистым чаем.
В ноябре супруги отметят 60-летие совместной жизни. Много воды утекло за это время, и не всегда судьба была благосклонной. Но, как признаётся эта милейшая пара, справиться со всеми крупными и мелкими трудностями помогали любовь, взаимоуважение, понимание и терпение. Окружая заботой и родительской лаской, вырастили Коробейниковы четырёх дочерей. Теперь уже они не оставляют без внимания, опекают своих родных стариков.
– В Тюмени дочки живут. Но нет таких выходных, чтобы кто-то из них со своими семьями нас не навестил. Нередко и все вместе съезжаются. Не пожалуемся, помогают дети нам во многом, – говорит Анна Степановна.
А мы просим Семёна Макаровича, как труженика тыла, вспомнить и рассказать нам о детстве и юности, которые пришлись на трудное для советского народа время.
– Было мне одиннадцать лет, когда война началась. Не забыть, как подошла к дому машина, отец попрощался с нами, сел в кузов и уехал на фронт. Расставание я очень тяжело переживал и до сих пор помню это тревожное чувство. Ещё больнее было, когда после Победы уцелевшие в боях мужчины стали возвращаться домой, а мы своего отца так и не дождались. Пропал Макар Максимович Коробейников без вести в 1942 году, когда немцы подступали к Волге. Теперь из истории знаем, какое месиво из солдат, техники и земли было в пору схватки с врагом. Тем более что 28 июля 1942 года был отдан приказ Верховного Главнокомандующего: «Ни шагу назад!».
Свою трудовую биографию кирсановский мальчишка, как и другие его товарищи, начал очень рано.
– И в этом тоже подсобила война. С малолетками, как сам, работал на оборудованном прямо в поле зернотоку.
Была такая молотилка, которая приводилась в движение за счёт тягловой силы. Целый день один гоняет по кругу лошадь, другой закидывает в барабан молотилки снопы, третий отгребает зерно. Потом на следующую смену меняемся местами. А домой нас бригадир даже на ночь не отпускал. Так в скирде соломы и спали, чтобы утром пораньше к работе приступить. А ведь на дворе уже осень стояла, и белые «мухи» начинали пролетать.
В армию С.М.Коробейникова призвали 1950 году в возрасте 20 лет. На службу солдат попал в поверженную Германию в пригород Дрездена. Демобилизовался через четыре года.
– При воинской части были организованы курсы шофёров, и я выучился на водителя. А в основном мы занимались ремонтом оставленной нашими войсками техники и отправляли её обратно в Советский Союз. В последний год службы мне доверили быть ответственным за качество ремонтных работ.
Добросовестную службу командир части отметил Благодарственным письмом. На «гражданке» служивый влился в колхозный коллектив, стал крутить баранку грузовика.
– Ты расскажи, какая машина-то у тебя тогда была, – подсказывает мужу Анна Степановна. – Никто не хотел на ней работать, а он взялся.
– Облюбовал я тогда газогенераторный ЗИС-5. Мне техника очень даже нравилась, ведь топливо-то у нас в Кирсановой всегда под боком. Особенно когда в лесную деляну приходилось ездить. Накидал в бак дровишек – и вперёд.
Благодаря вот этой чудо-машине с дымящейся за кабиной трубой и обратила внимание на водителя молоденькая доярка с ёршинской фермы Анна.
– Да и сам он ведь красивый был, высокий, скромный, как не влюбиться. Никогда я не пожалела, что вышла за Семёна замуж. Работящий, многое умеющий, он и в колхозе, и дома всё успевал, ещё и людям помогал. Кому в строительстве, кому электропроводку по дому смонтировать.
После баранки автомобиля Семён Макарович взял в руки штурвал комбайна. Хоть и неказистая была в те годы зерноуборочная техника, но за два десятка сезонов механизатор намолотил не один вагон хлеба и регулярно входил в число передовиков колхоза «Сибирь». Среди наград за отличную работу – орден «Знак Почёта», орден Трудового Красного Знамени, медаль ВДНХ, знаки «Победитель социалистического соревнования», множество Почётных грамот. Ближе к пенсии врачи списали мужчину с техники, и он стал электромонтёром.
– И сейчас бы не отдыхал, если бы не возраст и болезни. А в молодости дом вот этот, который ему от матери достался, и все постройки собственными руками перепланировал. Мы-то ведь с девчонками ему никакие не помощницы были. Да и берёг он нас, – добавляет супруга.
А мы, обходя в день приезда немногочисленные улицы Кирсановой, сошлись в едином мнении: дом ветеранов Анны Степановны и Семёна Макаровича Коробейниковых самый красивый в деревне.