Город понемногу обсыхает. Но в микрорайонах – на внутренних проездах и во дворах – традиционная для Тобольска марто-апрельская картина. Чёрный лёд. Ручьи, протачивающие в нём извилистые пути. То тут то там грандиозные лужи.
О том, вечно ли нам встречать весну в таких условиях, говорим с человеком компетентным.
Стоит отметить, что начальник отдела строительного контроля муниципального унитарного предприятия «Тобольскстройзаказчик» Михаил Захаров в уходящую, весьма нервную для дорожников, зиму, никогда не отказывал журналистам (а, следовательно, обществу) в комментариях на тему очистки улиц и микрорайонов Тобольска и иной информации. А сейчас беседуем с ним о проблемах водного свойства. Прямо на месте ремонтных работ разговариваем.
М.Захаров:
– Одним из направлений нашей работы является осуществление контроля за содержанием дорог. Как на них чистят снег подрядные организации, как убирают мусор. Следим за объёмом выполненных работ. Ну, и за качеством.
– Нынешней зимой было очень много жалоб наших читателей по уборке снега. Вы на них как-то реагируете?
– Да, обязательно. Но скажу, что по большинству возникших неувязок мы начинали работать ещё до того, как люди начинали звонить к нам в диспетчерскую или к вам в газету. Директор «Тобольскстройзаказчик» Юрий Сергеевич Вавакин следит за ситуацией на местах. Ну и я, наверное, большую часть рабочего дня провожу на объектах и всё вижу сам… Приходилось вмешиваться и разрывать договорные отношения по уборке и вывозу снега с подрядчиками, которые не справлялись или не хотели справляться.
Принимаю все упрёки горожан. Не буду сейчас повторяться о сокращении финансирования и о том, что снежные осадки осенью-зимой были рекордными… Скажу, что всё-таки нам удалось избежать каких-либо масштабных негативных последствий снегопадов. Жизнь города не останавливалась – и общественный транспорт ходил без срывов (несколько раз на Никольском взвозе возникали проблемы, но это бывает каждой зимой), и спецтехника могла проехать везде, да и легковой автотранспорт в пробках не стоял.
– Теперь весна. Что вы считаете главной проблемой Тобольска в это время года?
– Проблем много, но по нашей части… Ливневая канализация. Это незаметная коммуникация, но для сухости и чистоты наших улиц очень важная. Понимаете, если проезжая часть очищена от снега и на обочинах нет завалов, это ещё не значит, что луж не будет. Площадь проезжей части в разы меньше, чем площадь придомовых территорий. И в период таяния большая часть снега от наших домов, с их крыш, детских площадок (то есть с тех мест, откуда вывезти его невозможно) уходит водой на дороги. И ливнёвка должна принять его.
И вот оттого, как вовремя будут открыты стоки ливневой канализации, как она будет прочищена, во многом зависит, будут дороги Тобольска залиты весенней водой или нет.
– Ну и как, открывают эти стоки, чистят?
– Все запланированные работы производим вовремя. Трудности, конечно, периодически возникают – от перепадов температуры день-ночь прихватывает стоки. Где-то ливневой канализации нет вообще, и там вода откачивается спецтранспортом.
– Ну… Ловлю тогда на слове – лужи-то с тобольских дорог никуда не исчезают. Хотите, подскажу, где каждую весну (и летом после большого дождя) тонем?
– А что подсказывать – я знаю. Здесь всё дело в том, что вся система ливневой канализации в Тобольске требует реконструкции. И есть совсем уж проблемные участки.
Вот, скажем, улица Юбилейная… На сегодняшний момент будет разрабатываться проектная документация по реконструкции ливнёвки. Деньги на это есть, и работы начнутся, как только проект пройдёт экспертизу.
Здесь вот в чём дело. Существующие коммуникации не рассчитаны на такую плотность застройки. Её прокладывали, когда в микрорайонах было гораздо меньше домов и почти совсем не было пристроенных магазинов и прочих объектов. Следовательно, газонная часть была значительно шире, и снег весной спокойно стаивал, уходил в почву. На сегодняшний момент ситуация такова – всё вокруг асфальтируется, делаются отводы в ливневую канализацию. И нагрузка на сеть вырастает в разы… Понимаете, то, что было рассчитано на 3-4 дома, не может принять от двадцати… Вода, конечно, уходит, но не сразу, как должна бы, а постепенно. Вот вам и лужи.
– Вот нам и лужи. А выход? Есть он вообще?
– Есть. Как я уже сказал – реконструкция. Если коллектор вместо «трёхсотки» будет «девятисотка», то воду он будет забирать всю сразу и сбрасывать её. Останется только содержать его в порядке. Вот на Юбилейной реконструируем коллектор, и горожане сами почувствуют разницу. И дальше надо будет двигаться.
– А есть участки совсем без ливневой канализации?
– Есть, к сожалению. Район улицы 8 Марта. Жилой дом там построен. Напротив – гаражи, а дорога между ними расположена низко. И идёт подтапливание территории. Там мы производим откачку воды… Есть проблемы в 7 «а» микрорайоне… Есть и ещё. Мы их знаем и что можем – делаем.
– Вот вам пример из жизни. С территории гаражных кооперативов рядом с подстанцией всю зиму выгребают снег. Выгребают, но не вывозят. И лежат эти горы до самой поздней весны, истекают грязной водой во двор дома № 4 и на проезжую часть. А там коллектор тоже явно на эти потоки не рассчитан. Куда обращаться жильцам?
– Есть административная комиссия. Есть депутат, к которому можно обратиться. Дело в том, что невозможно установить пост, чтобы следить, когда из гаражей начнут этот снег выгребать. Здесь хотелось бы видеть активность жильцов, старших по дому. Увидели, что трактор работает – набирайте номер 25-88-42. Комиссия приедет, составит протокол, и такого больше не повторится. Я понимаю недовольство людей, но… Поймите, просто так возмущаться недостаточно. Нужно и самим что-то сделать для улучшения своего быта.
– А вообще, ваша структура, вы лично готовы работать с общественностью?
– Да мы и работаем. Я стараюсь находиться в контакте со всеми территориальными объединениями собственников жилья. Радует совет общественности в 7 микрорайоне под руководством депутата Татьяны Ивановны Туляковой и председателя совета Ольги Григорьевны Симоновой. Отлично работают управдомы Галина Михайловна Коскина, Вера Георгиевна Лагутина, Анна Петровна Фомина, Галина Николаевна Хамзина, Андрей Григорьевич Княжев. У них есть номера телефонов наших служб, они звонят в «Тобольскстройзаказчик», вносят предложения. Если, к примеру, скопился во дворе снег, а нашей сметой вывоз его не предусмотрен, то управдомы, посоветовавшись с жильцами, решают вопрос о месте его временного складирования, чтобы он никому не мешал. Приезжаем, чистим территорию, складируем там, где решили жильцы… По-моему, так и нужно работать – в связке, в контакте, слышать друг друга и понимать. Сотрудничество помогает решать возникшие проблемы оперативнее. Ведь за всем всё равно не уследишь, а люди на месте гораздо лучше знают, что им нужно сделать в первую очередь.
– А с депутатским корпусом есть взаимопонимание?
– Работаем, конечно. Я и сам являюсь помощником депутата. Активно работаем со всеми депутатами – и по разовым обращениям, и планово. Но основная работа связана с благоустройством территорий. Так ведь и здесь многое зависит от жильцов – люди должны понимать, что если они хотят облагородить свой двор, то за это нужно проголосовать. Бывает же так, что народ ходит и никому ничего не нужно. А потом раз, и у соседей детская площадка появилась или парковка… И нужно понимать, что само по себе ничего не появляется.
– Жильцы должны собраться, решить, проголосовать и...
– И обратиться (можно через своего депутата) в муниципальное учреждение «Служба заказчика по ЖКХ». Решить, какие нужны, к примеру, малые архитектурные формы, где они должны стоять. И потом уже составляется сметная документация, проясняется цена вопроса. И на основании этого идёт запрос в область на выделение средств.
– А средства будут – ведь год у нас непростой?
– В этом году мы ожидаем финансирование. Уже есть адреса, объекты, на которые средства запланированы. Это, конечно, не только детские площадки – там разные виды работ. В основном те, за которых проголосовали жильцы.
– Ходят слухи о «большой воде» в подгорной части. Что ждать жителям нижнего посада, как уровень Иртыша может повлиять на грунтовые воды?
– Дамба защищает город от разлива Иртыша. Русла подгорных речек углублены и очищены. На Курдюмке в районе дамбы имеется перекачивающая насосная станция. Эта система сброса воды работает надёжно. На Покровке и Абрамке ПНС нет, и за уровнем реки следит Служба обеспечения безопасности на воде совместно с МЧС – они перекачивают лишнюю воду. На сегодняшний момент опасаться нечего.