Медиакарта
9:10 | 20 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Да разве об этом расскажешь…

00:36 | 18 апреля 2015
Источник: Сельская новь

4 марта 2015 года отметила своё 98-летие замечательная женщина Шемягина Дарья Тимофеевна. Родилась она в 1917 году в с. Болдырево.


Мы поздравили долгожительницу и попросили рассказать о себе.
- Семья у нас была большая, 13 человек. Мама – Кристина Андреевна Голубцова, отец – Тимофей Семёнович Голубцов, бабушка, дедушка и восемь братьев и сестёр.
Время было сложное, противоречивое. В школу я никогда не ходила, было не в чем, да и нужно было помогать по хозяйству, а оно немаленькое – 40 голов всякого скота.
А учиться мне очень хотелось, и я всему научилась сама. Сначала писать, потом считать. Отлично могла считать на счётах. Это потом пригодилось в жизни.


В 1920 году в селе образовалась коммуна «Серп и молот», которая была в пяти километрах от Болдырево в Серпах. Всё, что было нажито, забрали. Отец вынужден был вступить в коммуну и стал работать кузнецом, а мама сидела с детьми. Нам дали крестовый дом с большим амбаром. Но такая жизнь длилась недолго. Семья–то была большая, а работал в коммуне только один отец. В 1922 году семье выделили одну корову, лошадь, дом в Болдырево и выгнали из коммуны.
Отец был трудолюбивым человеком. Чтобы как-то прокормить семью, он сделал кузницу на дому. Она была одна на всю деревню. Люди часто шли к нему за помощью, и он никому не отказывал. А ещё смастерил ручную мельницу и молол всем желающим зерно. Дела пошли в гору. Летом срубили новый дом.


Недолго пришлось радоваться счастливой жизни. Беда пришла вместе с неурожайным годом. В 1927 году на семью наложили обязанность сдавать по плану в определённый срок хлеб. Хлеб не уродился, и тогда мы лишились того, что было нажито. Опять моя семья потеряла всё, что было восстановлено с таким трудом. Отцу со старшим братом пришлось ехать в соседнюю деревню Песьяново, где они устроились плотниками. Всё заработанное высылали домой.
В 1933 году мы всей семьёй уехала в Иркутск. Новое место, новые люди. Сложно снова по кирпичику возводить всё, что было разрушено. Долгое время работу не могли найти. По счастливой случайности папа познакомился с мужичком, который помог устроится в организацию «Урал-машстрой». Строили дома. Было очень тяжело, работа не из лёгких. Через некоторое время их перевели в другой город на лесозаготовки.
Я в то время подрабатывала нянечкой в богатой семье. В 1938-39 годах устроилась проводником на пассажирский поезд «Иркутск-Владивосток». В вагоне у меня всегда был идеальный порядок, я это очень любила. Но обстоятельства заставили вернуться в Болдырево.


В двадцать три года встретила своего Фёдора Анисимовича Шемягина. С первого взгляда полюбили друг друга. Осенью расписались. Счастливо и дружно прожили меньше года. Всему виной эта проклятая война.
22 июня 1941года мы были на покосе, когда пришло известие, что на нашу страну напала Германия.
25 июня 1941 года рано утром приехал верховой и забрал мужа на призывной пункт. Наступило время долгой и мучительной разлуки. Мы писали друг другу письма, они у меня до сих пор хранятся. И в одном таком письме я написала своему любимому мужу о том, что жду ребёнка. Он очень обрадовался. Ему хотелось домой, но это было невозможно. В ноябре 1941 года письма перестали приходить, и вскоре я узнала, что муж пропал без вести. А вместе с моим мужем не вернулись с войны и три моих брата: Михаил, Никита и Иван. А вот Андрею посчастливилось остаться в живых.
10 ноября 1941 года у нас с Федей появился сын Леонид. Лёня так и ни разу не увидел своего отца. Всю жизнь воспитывала его одна. Да и сына-то я тоже потеряла очень рано, ему было всего 55 лет.


А жизнь я прожила трудную. Чего только мне не пришлось делать. Во время войны жала хлеб серпом и укладывала в скирды. А потом возили снопы на быках на ток и подавали в молотилку. Меня как-то поставили обрезать снопы, а это было очень тяжело и тогда меня Иван Фёдорович Кукуйцев, он был машинистом, поставил подавать снопы. Перед сенокосной порой женщин отправляли в лес для заготовки деревянных вил. Мы ходили по лесу и искали подходящие деревья, срубали их и получались трезубцы или двузубцы. А когда метали сено, то я всегда была вершильщиком, а Иван Тупицын и Кузьма Простоквашин подавали сено мне на стог. Жили в поле по две недели, домой не отпускали. Весной боронила пашню на коровах, сеяла хлеб из лукошка. Осенью возили с женщинами к ферме сено на быках, и меня всегда ставили старшей. Приходилось заготавливать и дрова, а пил не было, и мы всё делали топорами: и срубали берёзы, и разделывали их на полешки. Ох и тяжело это было, потом руки очень болели.


Помню как-то с Ильёй Кокшаровым, он тогда был секретарём сельского Совета, повезли мы женщинам в поле флягу творога и по кусочку мыла за работу. Я тогда была учётчиком. Он нам рассказал об обстановке на фронте, говорил, что враг скоро будет разбит, мы победим обязательно. А мы со слезами слушали его, и каждый в душе молился, чтобы наши родные скорее возвернулись домой.
Уже после войны работала на ферме телятницей, сторожем, пчеловодом. А когда стали строить новые дома в деревне, научилась класть печи, штукатурить. Это у меня хорошо получалось, люди постоянно ко мне обращались за помощью. До сих пор в домах стоят печки, которые сложены моими руками. А когда ушла на пенсию, то для души продолжала заниматься пчеловодством.


Хоть у меня и не было никакого образования, но я активно принимала участие в общественной жизни. Была депутатом, членом правления, три года была народным заседателем в Абатском суде.
Вот мне уже и 98 лет. Я счастлива, что дожила до такого возраста. Спасибо моим близким за любовь и заботу, но до сих пор с глубокой болью вспоминаю все те жизненные перипетии, выпавшие на мою долю. Бережно храню письма с фронта от моего Феди и братьев. Иногда прошу внучку мне их почитать, хотя помню, наверное, каждую строчку наизусть.
Я разговаривала с Дарьей Тимофеевной и поражалась её феноменальной памяти. Она до мельчайших подробностей помнит всю свою жизнь, по её воспоминаниям можно писать историю села.


Она с удовольствием общается с пришедшими гостями. Много и долго рассказывала о своей судьбе главе района И. Васильеву, когда накануне майских праздников он вручал ей медаль – «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». От всей души желаю Дарье Тимофеевне крепкого здоровья и обязательно отметить своё 100-летие.

Автор: Л. Гостева, с. Болдырево., фото Е.Водолазова