Театр в поисках философского камня
Можно ли поставить спектакль за четыре дня?.. Можно. Ведь и жизнь прожить за четыре дня у некоторых получается.
В ходе Лаборатории по современной драматургии, завершившейся на днях в Тобольском драматическом театре, за четыре дня работы было поставлено три спектакля.
Министерство культуры Российской Федерации и Государственный Театр Наций проводят такие творческие семинары по всей России, заявляя целью «депровинциализацию малых городов». Терминология, конечно, спорная, но ... дело-то хорошее. Так уж пусть во что хотят, в то и целят.
Депровинциализировать нас взялись люди серьёзные. Помощник художественного руководителя Театра Наций Елена Носова. Театральный критик Олег Лоевский… Мастер-классы по сценическому движению и сценречи провели Ксения Кузнецова из столичного ВГИКа и Вячеслав Белоусов (ЕГТИ Екатеринбург).
Ещё, конечно же, режиссёры… Антон Маликов, Павел Зобнин и Юлия Ауг приняли пьесы, предложенные им театром, разделили труппу и приступили к репетициям.
Такого у нас ещё не было. Репетировали одновременно в фойе, малом и большом залах. Работали, не тратя времени на разговоры о предназначении и роли драматического искусства. Времени на всё было четыре дня.
Речи о полновесных постановках, конечно, не шло. Есть такое лабораторное понятие – эскиз спектакля. И арт-директор лаборатории Олег Лоевский честно предупреждал зрителей, пришедших на показы, что, мол, не удивляйтесь, если артисты будут работать с текстом в руках, что над всем этим ещё нужно будет работать и работать… Работать и работать – вот так. А я вам про серу и ртуть, про алхимию.
Без шпаргалок
Таинство лабораторного эскиза мудрец Лоевский вскрыл просто: «Актёры играют на живой энергии, в состоянии хорошего стресса. Даже свои излюбленные штампы не успевают применить».
Артисты, кстати, работали без шпаргалок… И если это и был всего лишь набросок спектакля, то набросок вполне законченный, можно сказать – абрис.
После показа эскиза спектакля «Тихий шорох уходящих шагов» (пьеса Дмитрия Богославского)спрашиваю у режиссёра Антона Маликова – можно ли за четыре дня создать что-то этакое, чтобы зритель всерьёз заинтересовался?
– Это, естественно, скорее тренаж. Но когда я начинаю работать, то готовлюсь к полноценной постановке… При подготовке эскиза совершенно другая плотность работы. Это стресс и для артистов, и для меня. Сейчас мы только наметили какие-то вещи, и если театр берёт пьесу, то мы начинаем заниматься уточнениями.
А уточнениями Антон начал заниматься сразу по завершении лаборатории. Его эскиз одобрен и зрителями, и руководством театра, и труппой. Премьера назначена на май.
Тихие шаги шуршали в пространстве театрального фойе, а вот на основной сцене была (жила) хорошая смерть. Это не оксиморон, пьеса черногорца Васко Райчевича так называется – «Хорошая смерть».
Произведение было выбрано коллективом нашего театра ещё летом, в ходе читок на Фестивале современной европейской драматургии. Поработать над ним предложили режиссёру Павлу Зобнину.
И он наработал… Без декораций. Без музыки, реквизита практически и без театральных костюмов. Пять артистов на пустой огромной чёрной сцене… И только поворотные круги вращаются неотвратимо, что твои божьи мельницы.
Потрясающий итог короткого союза режиссёра и артистов. Совершенно готовый, мне кажется, спектакль. И спектакль совершенный… Появится ли он в репертуаре Тобольского театра? Отзывы критиков и решение зрительского голосования – да, нужен. А дальше увидим.
В следующем сезоне, скорее всего, оборотится спектаклем и эскиз режиссёра Юлии Ауг, взявшей пьесу Ярославы Пулинович «Как я стал …» Этот показ завершал программы Лаборатории современной драматургии в Тобольске и также вызвал в целом положительную реакцию публики.
Три чемодана
Зрители, коих, к моему удивлению, показы театральных эскизов собрали немало, имели возможность выразить своё мнение по поводу увиденного путём голосования. Три чемоданчика в центре фойе предлагали выбрать один вариант судьбы пьесы из трёх: «оставить, как есть», «продолжить работу», «забыть, как страшный сон».
После каждого показа зрители могли задать вопросы режиссёру, артистам, критикам… Либо самим себе. И этим правом многие воспользовались. Те, разумеется, кому это ещё нужно, – задавать вопросу самому себе.
Итог одному из обсуждений подвёл Олег Лоевский:
– В эти дни мне часто задают вопрос: какой театр нужен Тобольску? Вопрос бессмысленный – какой театр сделаешь, такой и будет нужен. Есть часть публики, которой нужно такое искусство, есть те, кто на дух его не принимает, кому-то нужно третье. Можно, конечно, делать ставки на комедии с неугомонным юмором и заполнять большие залы, но тогда только такой зритель и будет воспроизводиться, и театр, затрагивающий серьёзные проблемы, отомрёт. Не зритель выбирает путь развития театра, а совсем наоборот. Театр выбирает и отстаивает свою дорогу, своё воззрение на жизнь.
То, что искусство кого-то чему-то учит – заблуждение. Если бы так было, то за многие тысячи лет человек под влиянием прекрасного поменялся. Человек меняется тяжело или не меняется вовсе… Искусство может произвести впечатление. Театр показывает, что жизнь сложна, что человеку даётся множество вариантов выбора в серьёзных ситуациях, что будет много ошибок. Вот об этом может сказать театр. И подготовить вас к этой сложности. А ждать, что со сцены для вас зажгут свет (тот, что в конце тоннеля)… Внутри вас этот Свет. Должен быть внутри вас.
А итоги всего мероприятия подвёл директор ТДТ Сергей Радченко:
– Театр с честью выдержал экзамен на профессионализм. Работа в таких жёстких, почти экстремальных по интенсивности условиях – серьёзное испытание для всех нас. Знакомство с новыми режиссёрами. Эксперименты со сложной современной драматургией… А в итоге – три работы, которые требуют минимальной доводки. И наши актёры смогли соответствовать заявленным высоким требованиям. И театральное здание тоже прошло это испытание. В результате мы подтвердили свой статус и, мне кажется, сделали небольшой, но уверенный шаг вперёд.