Война вызывает много воспоминаний и у нас, тогдашних мальчишек и девчонок, родившихся после нее. Я, деревенский паренек, жил с мамой, братом, бабушкой и дедом в селе Ситниково, в «Калуге» (ныне улица Советская). В памяти, как в документальном кинофильме, сохранились моменты жизни мужчин-фронтовиков, что вернулись с той страшной войны. А было их в нашем околотке немало - израненных, искалеченных. Я до сих пор вижу изуродованные войной их тела, чего нельзя сказать про их души, про то, как они любили людей, нас, не имевших отцов, ребятишек. Сколько тепла, жизнелюбия, доброты исходило из их, казалось бы, сурового взгляда. А какую поддержку оказывали друг другу, израненные, они не поддавались судьбе. Я редко видел в то время их в орденах и медалях. Работали на заводе, в лесничестве, колхозе, на дому… Ленивых и бездельников не было. Время не то, да и у каждого в семье пять-десять детей, которых нужно ставить на ноги.
Сегодня хочется вспомнить их имена, отдать дань памяти за то великое дело, которое совершили они. Несмотря на раны и контузии, и после войны возрождали страну из разрухи. Это рядовые герои военной эпохи.
Дядя Саша Алексеев. Вернулся домой с перебитыми ногами и до конца дней своих работал скотником в колхозе, затем в совхозе «Ситниковский». Он вырастил двенадцать детей, что в сегодняшнее время вызывает удивление и восторг!
Дядя Ваня (жил на квартире в доме напротив, фамилию, к сожалению, память не сохранила). Тоже получил ранение в ногу, ездил на инвалидной коляске, но нашел занятие по душе. Он освоил фотодело. Фотографировал родственников, близких и дальних соседей, ребятню, делал фото на документы. Часть его фотографий хранит до сей поры и мой фотоальбом.
За рекой жил Павел Григорьевич Пономарев, израненный фронтовик с одной ногой. Но и его не сломала судьба-судьби- нушка. Работал на заводе, растил троих детей. Знаю, что сын Борис живет в г.Тюмени. Борис Павлович, отзовись, расскажи об отце подробнее.
Алексей Прокопьевич Молодых вернулся домой контуженным. Работал в детском доме конюхом, в лесничестве, воспитывал пятерых детей.
Дядю Колю Соловьева с перебитой ногой встретила семья. Не сдался солдат, передвигался на малюсенькой мотоколяске. Работал в колхозе, совхозе. Вырастил четверых детей.
Дядя Сережа Солдатов, инвалид, вернулся без обеих ног. Так с ним расправились фашисты. Не сломали солдата. Работал на дому, обшивал всех соседей, и нас, голодраную ребятню, на своей швейной машинке. Встречал я дядю Сережу на инвалидной машине в Омутинке в восьмидесятые годы.
Дядя Коля Ходунов ходил после войны на костылях, иногда надевал протез. Вырастили с женой Шурой девятерых детей. Сапожничал, подстригал всю округу, плату за труд не брал, да и денег-то в то время ни у кого не было. Приносили кто что мог: старую одежонку, картошку, яйца, кринку молока…
Без правой руки вернулся с фронта и наш директор школы Попов Александр Прохорович. Всю свою оставшуюся жизнь посвятил воспитанию подрастающего поколения. Оставил в память о себе новые здания начальной и средней школ в с.Ситниково.
Я помню, как в жаркие летние вечера собирались бывшие фронтовики на берегу речки, сбросив брюки, ныряли в теплую речную воду. Нам, малолеткам, было любопытно смотреть на их мускулистые молодые тела, входящие в воду, тела, не имеющие ног. Повзрослев, мы стали понимать всю тяжесть и ужас войны, которую приняло на себя это молодое, смелое и отчаянное поколение. И встреча с ними с каждым годом вызывала у нас все большее восхищение.
Я думаю, что дети, внуки фронтовиков продолжат мои воспоминания о ветеранах войны, подробнее расскажут о своих родственниках, знакомых.