Медиакарта
13:19 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не забывается война все эти годы

Мой отец не был героем, он служил рядовым на юго-западном фронте. Погиб, когда ему шёл 36 год, в январе 1944 года на Украине в Житомирской области. В нашей семье до сих пор хранится похоронка. Есть запись в книге «Память»: Андрей Петрович Крестьянников, 1908 года рождения, Тюменская область, д. Лапушино.

Как и многие из его поколения, он любил жизнь, свою семью, детей. Его отправляли на фронт из Омска, нам он писал: «Отправляют нас на фронт, приезжайте, простимся, может быть, больше увидеться не придётся». Так и случилось, больше мы его не видели. Уезжал отец по южной дороге через Петропавловск на Воронеж. Был ранен, лежал в госпитале. После госпиталя служил в пехоте, шёл на Киев в составе первого Украинского фронта, направлялся к Житомиру – тоже писал нам об этом в письме.

После войны заходил к нам сослуживец отца из д. Горбуново, имя его я не помню. Рассказывал, как они вместе воевали. Бывало, ели из одного котелка, делили последние сухарики. А после боя кухня приедет на позиции, а кормить-то некого – погибли в бою. Погиб Андрей Крестьянников при взрыве снаряда. Обожгло ему всё лицо, невозможно было узнать. Определили по документам, которые были в кармане.

Мама осталась с тремя детьми. Жили бедно. Но был у всей страны девиз: «Всё для фронта, всё для победы!» Отдавали налоги мясом, яйцом, молоком, шерстью. Мы держали корову и телят, работали на колхозных полях.

Дед мой по матери, Кирилл Григорьевич Бобов, зимой катал валенки в пимокатном цехе для солдат на фронт. Летом пас коров. И мы, ребятишки, ему помогали. Помню, однажды понесли ему обед в поле. Сразу стадо найти не смогли, далеко ушли и в лесу встретились с волками, подумали, что это собаки. Недалеко от нас машина с дровами проезжала, шофёр остановился, кричит: «Бегите отсюда, ведь это волки!» Мы залезли на берёзу, волки ушли в лес. Сверху увидели стадо коров, нашли дедушку. Разожгли костёр, напекли картошки. Помогли деду пригнать стадо домой.

Помню, как в начале войны в Катышке за хлебом выстраивалась очередь. Занимали её с вечера, не уходили, даже спали напротив магазина, на крыльце старой аптеки, где сейчас ДК «Юность». А утром придут взрослые, отстранят нас, детей. Окажемся снова в хвосте очереди. Мама работала, ей некогда было в лавки ходить. Потом сделали карточки на хлеб, давали по норме – 150 граммов на детей и 500 граммов на взрослого. И после войны долго существовали карточки.

С фронта не вернулся домой двоюродный брат Василий Филиппович Крестьянников. Дядю Афанасия Кирилловича Бобова после госпиталя мобилизовали, но вскоре он умер от ран.

Я ветеран труда, более сорока лет проработала в районной больнице. Муж, Фёдор Григорьевич Большаков, во время войны служил в рядах Вооружённых сил, окончил лётное училище, он был укладчиком парашютов для фронта в Кустанае. Мы вырастили троих детей. У меня уже шесть внуков и шесть правнуков, сама – пожилой человек, но война не забывается все эти годы.

Фото из семейного альбомa

Автор: Раиса Большакова