Медиакарта
9:44 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Листая бабушкин альбом

11:03 | 01 мая 2015
Источник: Слава труду

Ученик 7 класса Аромашевской школы Антон ГАЛУТВО со своей бабушкой Г.П. Южаковой совершил экскурс в прошлое. Рассказ о боевом и жизненном пути прабабушки и прадедушки – супругов Бохан, смотрящих со старых чёрно-белых снимков семейного фотоальбома, оставил незабываемый след в душе мальчика.

Все знают, что в этом году исполнится 70 лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. В каждой семье есть участники той страшной войны. Моя семья не исключение: прадед Платон Васильевич и прабабушка Александра Фёдоровна Бохан – участники Великой Отечественной войны. К моему великому сожалению, их уже нет в живых: прадед ушёл из жизни в 1986 году, а прабабушка – в 2003-м, но мы чтим о них память. Моя бабушка бережно хранит альбом с фотографиями и документами наших фронтовиков. По ним можно проследить их жизненный и боевой путь. Вот два военных снимка. На одном из них я вижу очень серьёзного паренька чуть постарше меня. Он студент Ишимского педагогического техникума, приехавший в город из деревни Ново-Ивановки Сорокинского района. На другом снимке – смешливая, очень симпатичная девушка, которая в далёкие довоенные годы жила в маленьком городке на Октябрьской железной дороге, соединяющей Москву и Ленинград. Звали её Саша Прокофьева. Тогда она училась в школе и совершенно ничего не знала о существовании студента Платона. Их разделяли леса, уральские горы, реки. Но началась война и внесла свои коррективы в жизни Саши и Платона. Им суждено было встретиться в 1945 году в Германии, а к той встрече каждый шёл своей нелёгкой дорогой четыре года.

На следующей страничке – красноармейская книжка прадеда. Мне известно, что курсант Платон Бохан успешно окончил авиашколу. Воевал и в одном из воздушных боёв был ранен. Суровая медкомиссия летать бойцу больше не разрешила, поэтому его направили в артиллерийское училище. Шёл 1942 год. Саша Прокофьева прилежно училась в школе, в свободное от уроков время посещала курсы медсестёр, аккуратно ходила в сортировочный эвакуационный госпиталь: помогала ухаживать за раненными. Фашисты рвались к Москве и Ленинграду. Наступил 1943 год.

На другой страничке альбома читаю справку о том, что Александра Фёдоровна Прокофьева принята на службу в госпиталь (СЭГ № 1924) 6 июля 1943 года. О том, как она трудилась, говорит характеристика, подписанная начальником госпиталя: «Отлично справлялась с любым порученным ей делом. Аккуратная и неутомимая, в периоды больших поступлений раненных бессменно находилась на работе по нескольку суток. За хорошую работу имела ряд благодарностей в приказах по госпиталю».

Прадед в мае 1943-го окончил артиллерийское училище и принял командование взводом управления артиллерийской батареи. Бабушка объяснила мне, что это воинское подразделение, на которое ложилась самая большая ответственность. В задачи взвода входило обеспечение бесперебойной радиотелефонной связью, обнаружение огневых точек противника, их уничтожение. В июне 1944 года у города Гродно часть наших войск по наведённой переправе успешно прошла на южный берег реки Неман. Но утром противник обнаружил переправу и артиллерийским огнём уничтожил её. Переправившиеся подразделения оказались отрезанными от основных сил и вскоре были атакованы фашистами. Завязался неравный бой. Многие наши бойцы погибли, но все атаки фашистов были отбиты. Потом пошли немецкие танки. Расчёты многих орудий не выдержали натиска и были уничтожены. Взвод бойца Бохана находился невдалеке от огневых позиций и сумел быстро заменить расчёты замолчавших орудий. Били по танкам прямой наводкой. Страшный поединок длился полчаса. На поле боя осталось восемь подбитых танков да трупы фашистов. И вновь ранение. На страничке альбома полуистлевшая справка со штампом военного госпиталя. В ней написано: «В боях за Советскую Родину Бохан Платон Васильевич 16 июня был легко ранен: слепое осколочное ранение лобной части черепа, верхней трети правого предплечья, нижней трети левого бедра». За мужество и стойкость, проявленные в этом бою, прадед был награждён орденом Красной Звезды. Орденская книжечка бережно хранится рядом со справкой. Подобных справок со штампами разных военных госпиталей в альбоме несколько...

Мне страшно представить себе, какие события стоят за этими полуистлевшими бумажками, и приходит чёткое осознание того, что из кропотливого, порой непосильного, ставшего обыденным опасного солдатского труда складывались недели и месяцы той войны. Никто не думал о подвиге, но им был каждый день войны во имя освобождения Родины от врага.

Полевой эвакогоспиталь № 1924, входящий в состав действующей армии, шёл фронтовыми дорогами. Раненные бойцы поступали в него прямо с передовой и всегда только по ночам: движение транспорта ночью было более безопасным, а работники эвакогоспиталя выполняли свою привычную нескончаемую работу. Днями Саша работала с документами в штабе госпиталя, а вечерами начиналась обычная для госпитальных будней круговерть: приём раненных, регистрация, оказание первой помощи, работа в перевязочной, погрузка тяжелораненных в санитарный поезд для последующей эвакуации – и так до утра, а потом снова работа с документами в штабе. Эвакогоспиталь не отставал от передовых частей, которые освободили Великий Новгород, затем Псков, далее последовал эстонский город Выру. Здесь Александра встретила 1945 год. В конце марта СЭГ № 1924 отправился дальше на запад, миновали Польшу, сделав одну остановку в местечке Мельно, а следующая была уже в немецком городе Дойчкрона. Конечной остановкой эвакогоспиталя стало местечко Нойцарнов, неподалёку от города Грайфенхаген. 9 мая война закончилась. За самоотверженный труд прабабушка в числе других служащих была награждена медалью «За победу над Германией». Награждённые были поощрены однодневной поездкой в город Штеттин, где в это время собрался высший командный состав для подготовки к параду Победы, который должен был состояться в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года. С замирающим сердцем Саша слушала песни Клавдии Шульженко, Сергея Лемешева, Лидии Руслановой, которые в эти дни давали свои концерты в городе. С ещё большим волнением она смотрела на присутствующих здесь главнокомандующих и всё пыталась сосчитать количество наград на парадном мундире К. Рокоссовского, чем рассмешила генерала. Сердце девушки рвалось на родину, в госпитале долечивались последние раненные, свободного времени стало много. Однажды в тёплый солнечный полдень девушка отдыхала на скамеечке неподалёку от штаба госпиталя и думала – для чего судьба забросила её на чужбину? Подошедший к ней удивительно симпатичный молодой лейтенант поинтересовался, как пройти в штаб госпиталя. Она объяснила, а бравый офицер приложил все усилия, чтобы познакомиться с девушкой, которая показалась ему необыкновенной. Так и свела их судьба. По долгу службы им на время пришлось расстаться. В 1947 году мой прадед привёз прабабушку в Сибирь. С тех пор они были вместе. Воспитывали детей, трудились. С волнением закрываю последнюю страничку альбома и всё думаю об их удивительной судьбе.