Всё стремительнее уходит в глубину истории самая кровопролитная и разрушительная война ХХ века, и всё меньше остаётся в живых тех, кто семьдесят лет назад вернулся домой победителем. Тяжело это осознавать, а ещё тяжелее понимать то, что ты не успел с этими людьми поговорить по душам и расспросить об их ратных подвигах, за которые они получили боевые награды.
Страшная и бесчеловечная была та война. Более половины из трёх с половиной тысяч человек, ушедших на фронт из Большого Сорокино и Сорокинского района, не вернулись на малую родину. Слёзы горя потерявших близких и родных нескончаемым потоком текли во всех селениях и не прекращались годами. Родители и солдатки, получившие на руки извещения с неопределённым текстом: «Ваш сын (или муж) пропал без вести» до конца своей жизни ждали возвращения родных. А вот слёзы радости длились недолго. Мужикам некогда было праздновать встречу, надо было закатывать рукава повыше и включаться в привычный крестьянский труд, чтобы освободить от него стариков, женщин и детей, выполнявших его на протяжении четырёх военных лет. Сняв ордена и медали с гимнастёрок, пропитанных потом и кровью на полях войны, победители продолжали совершать в них подвиги на мирных полях.
Судьба оказалась благосклонной к моему отцу Долгих Фёдору Емельяновичу. Через два года после войны появился на свет я. К сожалению, узнать из уст отца, где и как он воевал, по причине своего юного возраста я не успел. Несомненно, ему было о чём рассказать. Небольшая деревянная шкатулка на тумбочке была заполнена боевыми наградами, у каждой из которых была своя история. И только совсем недавно на сайте «Подвиг народа в ВОВ» я прочитал краткое описание того боя, за который отец получил первую медаль «За боевые заслуги: «Долгих Фёдор Емельянович награждён за то, что он в бою 27.10.43 г., отбивая контратаку немцев на правой стороне Днепра, лично из своего оружия уничтожил трёх фашистов. Смелый воин.
Приказ № 48 по 933 стрелковому полку 254 стрелковой дивизии 52-й армии Степного фронта. Стрелок 3-й стрелковой роты».
Я также непомерно разочарован, что не проявил любопытства и по подвигам других своих родственников, вернувшихся с войны. Это Долгих Пётр Николаевич, Губины Павел Дмитриевич и Фёдор Дмитриевич (7 июля 1944 года под городом Ляповичи, открыв огонь из миномёта, уничтожил пулемётную точку противника). А ведь когда они покинули мир, я был уже вполне взрослым человеком.
К сожалению, такое «невежество» по отношению к подвигам своих предков не только я проявлял. Практически все мои сверстники и молодёжь постарше страдали этим «недугом». Сейчас, по прошествии десятилетий, трудно однозначно ответить на вопрос о том, почему это так происходило. Скорее всего, находясь среди настоящих героев, мы не видели их таковыми, а увлекались книжными. Думаю, что не последнюю роль сыграла в этом школа, которая, выполняя учебную программу, главное внимание уделяла разрекламированным героям и мало рассказывала о подвигах односельчан. Была в этом «вина» и самих победителей. Навоевавшись и насмотревшись ужасов войны, они не любили вспоминать о том, что с ними происходило на фронте. Только иногда, в период душевного подъёма или во время встречи с однополчанами, бывшие фронтовики позволяли себе этот разговор, в содержание которого мы, дети, особенно не вникали. Мы и мысли не допускали, что наши близкие или просто соседи могли совершить подвиги, равноценные подвигам Александра Матросова, Алексея Маресьева, разведчика Кузнецова, лётчиков-асов Покрышкина и Кожедуба. Но как показало время, это было наше непростительное заблуждение. Среди родственников и односельчан были такие воины, о храбрости которых можно и нужно было писать книжки, снимать фильмы, складывать легенды.
Так случилось, что основные годы детства и юности я прожил в деревне Большое Пинигино. Это были тяжёлые пятидесятые, и наша страна с огромным энтузиазмом занималась восстановлением порушенного хозяйства. Коллектив колхоза «40 лет Октября» тоже был активным участником этого процесса, его костяком, естественно, были бывшие фронтовики во главе с Рябошапко Владимиром Фёдоровичем. Они с таким азартом и самоотдачей работали, что нынешним хлеборобам и не снилось... Но мы тогда даже не догадывались, что эти люди и на фронте были такими же героями. Поэтому, изучив официальные документы, я решил поимённо назвать некоторых из них и изложить кратко их ратные подвиги.
Бригадир тракторной бригады Фирулёв Василий Степанович на книжного героя внешне не тянул. Весёлый, простой, открытый, он был душой любой компании. О своих ратных подвигах никогда не рассказывал, но в спор с другими фронтовиками иногда вступал. И особенно жарким он получался у него с трактористом Еросенко Павлом Ниловичем. И только сейчас, узнав, как они воевали, я понял, почему.
Фирулёв Василий Степанович всю войну служил связистом . Орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медаль «За отвагу» и многие другие награды он получил за настоящие подвиги, а не по случаю юбилейных дат. Вот описание двух из них: «20 сентября в районе боёв северо-западнее г. Добела артиллерийско-миномётным огнём противника была порвана телефонная линия, связывающая командный пункт командира бригады с командным пунктом командира полка. Под сильным огнём противника т. Фирулёв вышел исправить связь. Исправив несколько порывов, он обнаружил порыв линии в 50 метров. Запасного кабеля не было, т. Фирулёв, обнаружив остатки старого проволочного за-граждения, не задумываясь, быстро снял 50 метров колючей проволоки, вставил в линию и восстановил связь. Этим он обеспечил бесперебойное управление боем командира бригады с полком, ведущим бой с танками противника».
«В боях с 16 по 19 апреля 1945 года при прорыве обороны противника на плацдарме западнее реки Одер красноармеец Фирулёв работал начальником промежуточной телефонной станции и поддерживал бесперебойную связь наблюдательного пункта командира бригады с наблюдательными пунктами командиров полков и со штабом бригады. В разгар боя 16 апреля 1945 года Фирулёв под бомбёжкой и артминобстрелом противника лично выходил на линию и исправлял повреждения. Исправил за этот день 7 повреждений, тем самым вся система связи не была нарушена и операция была проведена успешно».
И так всю войну: ежедневно, ежеминутно рискуя жизнью, этот человек, как мог, приближал день Победы.
Не менее храбр был и его оппонент. Павел Нилович Еросенко свой ратный путь прошёл с первого и до последнего дня войны. Был трижды ранен, дважды тяжело. О его подвигах можно судить по кратким записям в наградных документах:
«Еросенко Павел Нилович награждается медалью «За отвагу» за то, что он в боях с немецкими захватчиками в районе ст. Лоймала Карело-Финской ССР 4 августа 1944 года огнём своего миномёта подавил точку противника, чем дал возможность продвижению нашей пехоты».
При награждении его орденом Славы III степени отмечалось: "Сержант Еросенко на фронте с 22 июня 41 года. С 15 августа, находясь при части 104 стрелковой дивизии 273-го стрелкового полка, ходил в разведку, привёл языка. В конце августа 1941 года в составе той же части при прорыве обороны немцев на Кандалакшском направлении (Карельский фронт) сержант Еросенко личным примером поднял отделение в атаку и в рукопашной схватке заколол трёх немцев, восемь немцев взял в плен.
4 августа 1944 года при наступлении на город Медвежьегорск в составе 102-й гвардейской дивизии 314-го стрелкового полка был ранен, но не ушёл с поля боя, где уничтожил станковый пулемёт противника.
30 марта 1945 года в составе 3-й морской бригады при прорыве обороны немцев под Гдыней во время боя спас жизнь командира – капитана Фролкина, находясь при третьей роте охраны штаба на должности командира отделения".
О храбрости моего деревенского учителя по музыке и танцам Стрельцова Александра Николаевича я узнал тоже недавно. В наградном листе записано: "Стрельцов Александр Николаевич награждается за то, что он при продвижении и преследовании противника с 21 по 24 января 1944 года в районе д. Сологубовки Мгинского района Ленинградской области из станкового пулемёта уничтожил до трёх огневых точек и девять немецких солдат. В боях с немецкими захватчиками рядовой Стрельцов участвует с 01.03.42 г. Дважды был ранен и контужен".
Об очередном победителе – Стрельцове Дмитрии Илларионовиче – мне хочется рассказать особо. По воле судьбы я жил в семье его родного дяди и знал о нём больше, чем о других.
Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрию не было ещё и шестнадцати лет. В это время он учился в омском ФЗУ.И, наверное, продолжал бы учиться. Но в самом начале 1942 года на фронте без вести пропал его родной брат. Это известие так сильно подействовало на младшего, что он, прибавив себе два года, упросил военкома отправить его на фронт, чтобы отомстить за Степана. О том, как он дрался с фашистами, рассказывают скупые строки наградных листов: «Наградить замкового орудия истребительно-противотанковой батареи гвардии красноармейца Стрельцова Дмитрия Илларионовича медалью «За боевые заслуги» за то, что он в боях севернее Броды Львовской области в период с 26 марта по 5 апреля 1944 года, будучи замковым и выполняя обязанности заряжающего, огнём из 45 мм орудия с открытой позиции подавил огонь пяти пулемётов противника, уничтожил две пулемётные точки и истребил до 15 немецких солдат».
При награждении медалью «За отвагу» сказано: « Наградить заряжающего орудия истребительно-танковой батареи гвардии ефрейтора Стрельцова Дмитрия Илларионовича за то, что он в бою в районе деревни Медыня 27.07.1944 г. в составе расчёта подбил транспортёр противника, истребил пять немецких солдат и одного офицера, подавил огонь трёх огневых точек противника, тем самым способствовал успешному продвижению наступающих стрелковых подразделений».
При награждении орденом Славы III степени в перечне заслуг отмечено: «Гвардии ефрейтор Стрельцов Дмитрий Илларионович в бою с немецко-фашистскими захватчиками юго-западнее населённых пунктов Мяжиш–Келькув (Польша) 14 января 1945 г., участвуя в составе расчёта, огнём своего орудия истребительно-танковой батареи полка отразил контратаку противника, поддерживаемого танками. Прямой наводкой сжёг 7 немецких бронетранспортёров, 2 автомашины, 1 средний танк и уничтожил до роты противника. Своим бесстрашием способствовал успеху боя и продвижению своей пехоты вперёд».
После войны Дмитрий Илларионович женился на москвичке и остался в столице. До выхода на пенсию он работал начальником охраны секретного объекта в ядерном институте им. Курчатова. Проживая с конца шестидесятых годов в Московской области и в Москве, я часто встречался с ним и о многом успел переговорить, в том числе и о той страшной войне. Однажды, слушая его рассказ о подвигах сибиряков, я спросил:
– Почему такие огромные потери понесли сибирские дивизии и полки – особенно в первые два года?» Дмитрий Илларионович внимательно посмотрел на меня, задумался ненадолго и после паузы ответил: «Да потому что сибиряки пятками вперёд ходить не умели».
Вот такими были мои земляки – простые парни из сибирской глубинки. И я твёрдо уверен в том, что каждый участник Великой Отечественной войны, независимо от должности и звания, был и навсегда останется героем нашей страны и нашего народа. Такими же героями, но только трудового фронта, имеют полное право считаться все, кто не покладая рук, не жалея сил и здоровья, сутками напролёт ковал победу в тылу. А это – всё население Сорокинского района – от мала до велика.
С праздником Великой Победы вас, дорогие земляки!