Медиакарта
6:02 | 2 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

400 вылетов Владимира Курбатова

14:45 | 08 мая 2015

Он не любил говорить о войне. «Пап, расскажи». «Ну что рассказывать? Война была…».

Лишь много лет спустя, когда я стала старше, окончила школу и вуз, поняла, насколько тяжело ему было говорить о войне, вспоминать боевых товарищей, чьи экипажи не вернулись с боевых заданий, блокадный Ленинград и его голодающих жителей, разрушенные города и села нашей страны. Только с возрастом стал рассказывать скупо, нечасто.

Мой отец Курбатов Владимир Алексеевич родился в Тобольске. Вскоре семья переехала в Тюмень. Учился он в Тюменской школе №1. Вместе со своим отцом, капитаном Тюменского речного пароходства, навигацию проводил на Туре, Иртыше, Оби. Казалось бы, мальчишкам, выросшим на берегах судоходных рек, прямая дорога в речники или моряки. Но в 30-е годы мальчики бредили самолетами, авиацией. Их кумирами были полярные летчики, летчики-испытатели. Они мастерили модели самолетов и сами мечтали о небе. И папа со своими друзьями-одноклассниками записался в тюменский аэроклуб, учился на бортового радиста. 

В старом городском саду Тюмени стояла парашютная вышка. Там участники клуба выполняли первые прыжки с парашютом. Разве могли они знать, что через несколько лет им придется прыгать с борта военного самолета, выполняя боевые задания…

В июне 1941г., когда началась война, моему отцу было 16 лет. Осенью он пошел в 10 класс. Огромные потери несла наша Родина в тяжелейших боях 1941-1942гг. Пополнение в войска необходимо было учить, чтобы пришли в армию подготовленными. В стране были организованы различные курсы по подготовке пополнения в войска. И первыми призыву в армию подлежали как раз ребята, которые занимались в аэроклубах, в ОСОАВИАХИМе, то есть прошли подготовку к службе в армии.

Учащихся Тюменского аэроклуба отправили на курсы высшей летной подготовки в Ташкент. Спустя 6 месяцев был выпуск, и в течение всего 1942 года отец летал штурманом по маршруту Ташкент-Москва. Перевозили продовольствие из азиатских республик, медикаменты для фронта и госпиталей, эвакуированных граждан и детей. Потом 20 экипажей из ташкентского аэропорта перевели в Москву, где была организована первая дивизия гражданского воздушного флота. Летали к партизанам, доставляли туда боеприпасы, продовольствие, оттуда - раненых. Забрасывали разведчиков за линию фронта. Это было под Брянском, Карачевом.

В конце 1942г. отца перевели в бомбардировочный полк. В район города Калинина (Тверь) надо было выбросить 1500 десантников для будущего наступления наших войск.

В декабре 1943 года эскадрилья, в которой служил отец, была переведена в Ленинград. Летали на Нарву, Псков, Хельсинки, Тарту. Защищали небо над Ленинградом, не давая фашистам прорываться к городу, который находился в блокаде. Отец рассказывал: «Была у нас в полку лошадь. Летчики были направлены в Ленинград за назначением и картами полетов. На окраине города остановились. Летчики пошли в город, а разъездной пошел греться в землянку. Вышел наверх - а от лошади только хвост и копыта остались… Страшно голодали ленинградцы. Когда бывали командировки в Ленинград, собирали всю провизию, чтобы отправить в осажденный город».

Полк принимал участие в прорыве сильно укрепленной глубоко эшелонированной, долговременной обороны немцев в районе Ораниенбаума и Пулково, освобождал Красное Село и Ропшу. За эти полеты полку присвоили звание гвардейского Красноселького.

После освобождения Ленинграда полк был переброшен в Белоруссию и принимал участие в освобождении Минска. Потом освобождали город и крепость Брест, Домбровский угольный район в Польше и Варшаву. Наступил черед Германии. Полк освобождал от фашистов Штаргард, Бервальде, Темняльтург, Фолькентург, Драмбург, Вангерин, Файвенвальде, Рекенвальде. Их полк стоял уже под Берлином. Многие самолеты нуждались в ремонте, и эскадрилья улетела на ремонт под Москву, в Монино, 3 мая 1945г.

День Победы отец встретил в Москве. Уже заканчивали ремонт, спешили в свой полк под Берлин, и тут услышали: «Победа!». Папа рассказывал, что они сразу поехали на Красную площадь. Кругом музыка, танцы, совершенно незнакомые люди приглашают к себе в квартиры, угощают, целуют, обнимают, плачут от радости. Но война для многих молодых еще не закончилась. Верный союзническому долгу Советский Союз вступает в войну с Японией. Полк перебрасывают на Сахалин, затем на Чукотку. Летали над Тихим океаном, бомбили японский флот, подводные лодки самураев. Отступая, японцы укрывались и в Корее. Полк воевал и там. Домой отец вернулся только в 1948г.

За годы войны отец совершил 400 боевых вылетов с бомбами, 200 - с посадкой у партизан. Награжден орденом Отечественной войны II степени (после войны получил еще один орден Отечественной войны). Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Японией» на пиджаке, который он одевал на 9 Мая. У меня хранится стопка благодарностей от командования за отличные боевые действия при овладении столицей Белоруссии городом Минском, при прорыве обороны немцев с плацдарма на западном берегу Одера в наступлении на Берлин, за освобождение города и крепости Брест и еще много других.

После войны отец работал учителем в школе в селе Онуфриево Исетского района. Упросили, уговорили, потому что многие мужчины-учителя не вернулись с войны. Просили пойти учиться в педагогический институт. Но семья переехала в Салехард, и отец работал на метеостанции.

По семейным обстоятельствам потом переехали в Омутинское.

Любимым занятием отца и его страстью были книги. Он собрал большую библиотеку, в которой были и классика, и зарубежная литература, и поэзия. И, конечно, книги о войне. «Балтийское небо» А.Чаковского читал и перечитывал по многу раз. Впервые я увидела слезы на глазах отца, когда на экраны вышел фильм «В бой идут одни старики». В начале 80-х годов мы с ним были в Крыму. Меня потряс такой случай. В Ялте в троллейбусе не было свободных мест. Впереди, где места для детей и инвалидов, сидела молодая женщина с маленьким сыном. Мальчику лет пять или шесть. Малыш вертелся-крутился и увидел стоящего пожилого человека с орденскими колодками на пиджаке. Он сполз с сиденья и подошел к моему отцу. Посмотрел на него снизу вверх, взял за руку и сказал: «Садитесь, дедушка». Постоял рядышком и залез к нему на колени. Освоился и стал спрашивать о наградах, тыча пальчиком: «А это за что? А это?». На остановке вышли вместе. Мы с папой пошли в одну сторону, мальчик с мамой - в другую. Слышим, сзади топот детских ног. Малыш подбежал и подарил отцу шарик.

В эти дни мы празднуем 70 лет Победы. Участников войны все меньше и меньше… Горько осознавать, что где-то вновь подняли голову фашисты, настоящие бандиты, оскверняются памятники советским солдатам. Неблагодарность этих людей просто поразительна! Хочется напомнить им фразу - «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки».

Автор: Н. Курбатова