Медиакарта
2:23 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Трудовой вклад в Победу

Я не видел войны, но знаю о ней очень много со слов моей прабабушки Брызгаловой Александры Андреевны, родившейся в 1924 году в живописной деревеньке Илиней, разбросавшей свои домики-избёнки среди болот и красавиц-берёз. Это страшное событие коснулось и её большой дружной трудолюбивой семьи (пять братьев и три сестры). Их отцу, Андрею Филипповичу Ширшову, а моему прапрадеду на тот момент было 40 лет. Прабабушка рассказывала, как однажды в деревню прискакал нарочный из Аромашево на взмыленном коне и сразу же направил своего скакуна к правлению колхоза. Это сразу же насторожило жителей близлежащих домов. Не прошло и десяти минут, а деревня заволновалась, загудела. Народ стал подтягиваться к правлению, ожидая услышать известие, с которым прискакал неожиданный гость. На крыльцо вышел председатель Бауск, оглядел собравшихся и срывающимся от волнения голосом сообщил: «Илинейцы! Война! Немец без объявления напал на нашу страну». Что тут началось! Женщины заголосили, их поддержали ничего не понимающие ребятишки. Над некогда тихой, спокойной деревушкой поднялся в небо сплошной плач-вой. Прапрадедушке Андрею и другим мужчинам были вручены повестки о мобилизации на фронт. Дали несколько часов на сборы, а потом построили, и они пешком пошли в Аромашево. Оттуда на грузовиках их довезли да станции Голышманово, где погрузили в вагоны и отправили на восток. Привезли их в город Омск, где формировались воинские части для отправки на фронт. Прапрадеда по болезни и возрасту отправили не на передовую, а в трудармию, которая была организована здесь же, в городе. Долгие шесть лет он работал на военном «Сибзаводе», эвакуированном из блокадного Ленинграда, директором которого был ленинградец. Первые месяцы выпускали снаряды и гильзы под открытым небом, потому что сначала установили станки, а потом корпуса цехов. Работали сутками, здесь же ели, спали по два–три часа и опять вставали к станку. Конечно, были и несчастные случаи, когда засыпали прямо у станка и получали увечья. Победу ведь ковали не только мужчины, но и старики, женщины, подростки. Жили в наскоро сколоченных бараках, совершенно не приспособленных к сибирскому климату, но вера в победу крепла с каждым днём.

В 1943 году была мобилизована и моя прабабушка Александра Андреевна Ширшова и ещё несколько девушек из Аромашевского района. Их также привезли в Омск. На фронт никого из десяти девчонок не отправили, по приказу военкомата они попали на тот же «Сибзавод», на котором работал мой прапрадед Андрей, прабабушкин папа. Вот такая неожиданная встреча произошла между родными людьми в трудное военное лихолетье.

На фронте в 1943-м произошёл коренной перелом, фашисты отступали, захлёбываясь свинцовыми слезами. Значит, передовой нужны были боеприпасы, очень много боеприпасов. Наши девушки-землячки, в том числе и моя прабабушка Шура, встали у станков. Она об этом всегда вспоминала со слезами на глазах. Ей, конечно, было полегче, потому что рядом находился её папа, с которым их дороги пересекались редко. Когда это случалось, вспоминали дом, маму, братьев, сестёр, от которых реденько приходили письма. Им в деревне тоже было очень трудно, особенно прапрабабушке Матрёне: такую семью надо было прокормить. Как бы ни было трудно, а молодость брала своё. Радовались каждой приятной новости, приходившей с фронта. Плакали все, когда кому-нибудь приходила похоронка, помогали друг другу. И, конечно, мечтали о счастливой семейной жизни, когда закончится проклятая война.

Более тридцати лет нет с нами прапрадеда А.Ф. Ширшова, восемь лет назад ушла в мир иной моя прабабушка Шура, но они живы в моём сердце, и я обязательно расскажу о них своим будущим детям. Мои предки внесли достойный трудовой вклад в победу над фашистской Германией. Я горжусь тем, что у меня такие корни.

Автор: Дмитрий БРЫЗГАЛОВ, ученик 8 класса Юрминской школы