Медиакарта
7:28 | 5 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Карское море приоткрывает секреты

В 2014 году обнаружены координаты арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода «Александр Сибиряков»

О войне написана не одна сотня книг – очерки, романы, стихи, мемуары и просто воспоминания. Но вот что удивительно: проходит время, и люди вновь листают и перечитывают уже прочитанные книги, ищут новые документы… Зачем? Бередит недосказанное, желание выявить новые факты, увековечить память.

С той поры прошло более семидесяти лет. Затонувшие корабли, погибшие в водах Карского моря, стали таинственными капсулами времени, хранящими секреты времени. Необходимо найти место их упокоения. Тогда в соответствии с действующими законодательствами, международным и российским, подводные корабли будут объявлены воинскими захоронениями, место их гибели нанесут на все морские карты. В этих точках запретят проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя над ними, станут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Родины.

Экспедиция поиска

До недавнего времени место затопления кораблей арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода «Александр Сибиряков» были известны только по данным, полученным с немецких субмарин, которые их торпедировали. Восстановление координат затоп-ления кораблей явилось одной из приоритетных задач Карской экспедиции 2014 года.

Стоит отметить, что морские научно-исторические экспедиции по поиску судов, затонувших в Арктике, стали традиционными. Так, в 2003 году состоялась экспедиция «Северный конвой», посвященная 300-летию Северной столицы. Участники похода на судне гидрографической службы РФ «Сенеж» обследовали район архипелага Новая Земля, у берегов которого на глубинах 94 и 132 метра были обнаружены два затонувших транспортных судна Военно-морского флота США. Спустя два года члены общественной организации «Полярный конвой», объединяющей в своих рядах ветеранов северных конвоев 1941–1945 гг., военных моряков, художников и писателей-маринистов, вышли в море.

Благодаря деятельности проекта «Карская экспедиция – 2009» удалось найти не только родственников погибших в водах Арктики, но и живых участников конвоя.

Карская экспедиция-2014 организована по инициативе изыскательной компании ООО «Фертоинг» (Санкт-Петербург) совместно с Ямальским отделением Русского географического общества и при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. На Гражданском форуме в Кургане она получила одобрение полпреда УФО Игоря Холманских, вследствие чего приобрела региональный статус.

Экспедиция состоялась в сентябре. На многофункциональном аварийно-спасательном судне «Спасатель Заборщиков» пройдено 1 800 миль по следующему маршруту: порт Сабетта – остров Белуха – остров Белый – порт Мурманск. За это время были зафиксированы точные координаты мест гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и судов конвоя БД-5: «Марина Раскова» и тральщика ТЩ-114. Обломки кораблей удалось обнаружить с помощью эхолотов. Суда находятся на глубине 40–50 метров недалеко от острова Белуха, расположенного рядом с архипелагом Норденшельдом.

Итоги экспедиции подвели в Архангельском морском музее (основная численность моряков-североморцев – поморы), где собрались военные, ученые, исследователи и родственники тех, кто погиб на этих судах. Среди гостей была Наталья Чичерина, проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. Ее дедушка Алексей Волочков служил старшим механиком на судне «Марина Раскова».

Фронтовые сводки

Уже через семь дней после объявления войны экипажи Северного флота выполняли ответственные рейсы по доставке боеприпасов, оборудования метео-станций, продовольствия для зимовщиков и многого другого. Они подвергались постоянной опасности торпедирования подводных лодок и ударов немецких самолетов с воздуха. Особенно тяжелым являлся путь моряков в составе транспортных конвоев. Среди них пароход «Марина Раскова» и советский ледокол «Александр Сибиряков». Последний затонул в 1942 году в результате боя с немецким крейсером «Адмирал Шеер». На нем погибло около 80 членов экипажа и пассажиров.

В начале августа 1944 года германское командование в помощь крейсеру «Адмирал Шеер» направляет «подводную стаю» «Грайф» (подлодки U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах морских путей: восточнее Новоземельских проливов и в районе Диксона. Скрытность своих действий немцам не удалось сохранить – уже 10 августа одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья. Тревогу объявили на следующий день по всему Северному морскому пути, предприняли меры предосторожности. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно для предотвращения одного из самых трагических событий в истории Великой Отечественной войны в Арктике – гибели кораблей арктического конвоя БД-5.

Детали трагедии

Трагедия произошла в 60 милях от острова Белый. 8 августа 1944 года из Архангельска вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» (БД-5). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9 083 тонны). На борту находились 354 человека (по другим данным – 359). Команда парохода «Марина Раскова» насчитывала 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев
(сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе разместилось более 6 000 тонн грузов для создаваемой Карской ВМБ, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» назначен опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки: АМ-114 (капитан – И.О. Панасюк), АМ-116 (капитан – В.А. Бабанов) и АМ-118 (капитан – С.М. Купцов).

Стоит отметить, что во многих публикациях применяется название серии тральщиков АМ, хотя в некоторых пишется Т.

12 августа на переходе, рекомендованном маршрутом, в 19.45 суда вошли в район острова Белый (отделен проливом Малыгина от полуострова Ямал), под корпусом транспорта «Марина Раскова» раздался взрыв. Командир конвоя ошибочно предположил, что «Марина Раскова» подорвалась на мине, и направил к транспорту Т-118 и Т-114 для спасательных работ, а Т-116 приказал организовать противолодочную оборону. Но через семь минут взорвался Т-118 (отказались сойти с корабля и погибли с ним штурман старший лейтенант Алексеев и краснофлотец Михайлов), а затем и Т-114. Лишь после этого с одной из спасательных шлюпок увидели показавшуюся из воды рубку немецкой субмарины U-365, которая, вероятно, использовала новые бесшумные и бесследные акустические торпеды класса Т-5.

Указанные данные архангельскими историками и краеведами взяты из показаний спасенных пассажиров и членов экипажа парохода «Марина Раскова». В некоторых случаях они противоречивы. Стараниями историков, краеведов-исследователей скорбный список уточняется.

Земляки-североморцы Среди моряков-североморцев были и тюменцы. До недавнего времени родные краснофлотца Федора Андреевича Щеглова, 1924 года рождения, жившего в деревне Парфеново Тюменского района (ныне пригород областного центра), знали, что он, моторист третьего класса тральщика Т-118, погиб при выполнении боевого задания в водах Карского моря. Тюменскому поисковику Николаю Пихтиенко удалось разыскать его родственников. Однако информация недостаточно обширна: после окончания семилетки уехал на заработки в Кемерово. Но проработал там недолго, вернулся в Тюмень и устроился на Тюменский фанерный комбинат.

В скорбном списке арктического конвоя есть имя ишимца Андрея Никитича Бакшеева. Историк-краевед Надежда Проскурякова начала поиск. Взяв телефонный справочник, обзвонила всех упомянутых в нем Бакшеевых. Безрезультатно. И тут вспомнила: по соседству с нею жила Лариса Андреевна Зотина, в девичестве Бакшеева. Память подсказала точный адрес. Вскоре Надежда Леонидовна нашла дочь героя Арктического фронта. Еще одна семья узнала место упокоения родного человека.

Благодаря морским историческим акциям и энтузиастам краеведам-исследователям скорбный список «безродных» моряков-североморцев с каждым годом уменьшается. Спасибо.
Помним. Гордимся Родина высоко оценила проявленные мужество и героизм моряков и летчиков Арктического фронта. Среди них и летчик Матвей Козлов. Он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, одним – Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды и медалями. Он неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но представления отклоняли. Имя Матвея Ильича Козлова, по мнению ямальских историков и краеведов, может быть внесено в список ямальских героев как человека, совершившего подвиг в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.
Справедливости ради надо сказать, что в Салехарде появилась памятная доска: «Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом «Марина Раскова» и минными тральщиками 12 августа 1944 года». Памятный знак установлен и на острове Белый, где в сентябре 1944-го были захоронены тела погибших, обнаруженные на прибитом волнами к берегу кунгасе. В память о них на острове Белый зазвонили колокола. Шесть колоколов общим весом 120 килограммов привезли из г. Каменск-Уральский Свердловской области. Каждый из них – именной.

– Большой колокол с ликом Георгия Победоносца – это дань памяти всем погибшим в годы Великой Отечественной войны, колокол с ликом Андрея Первозванного – в память о моряках и участниках конвоя БД-5, погибших у берегов острова Белый. В этом году исполняется 70 лет со дня трагической гибели конвоя «Белое море – Диксон № 5» в Карском море. Третий колокол с ликом Николая Чудотворца – в память всем героям-полярникам, – отметил на открытии (август 2014 г.) Андрей Нестеров, автор проекта «Колокола Памяти». – Еще три зазвонных колокола установлены в память о полярных летчиках, жертвах политических репрессий и о детях войны.
В рамках региональной акции «Карская экспедиция» творческое объединение «Северная сцена» (Новый Уренгой) представляет жителям округа театральную постановку, рассказывающую об этой трагической странице истории. Телерадиокомпании «Ямал-Регион» демонстрирует фильм «Внутренний конвой» о гибели конвоя БД-5 в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.

Не остались в стороне и журналисты газеты «Тюменская область сегодня». На страницах издания появились публикации об Арктическом фронте (опубликовано 21 ноября 2006 г. и 28 мая 2014 г.) Нами были найдены свидетели трагедии в Карском море (опубликовано 28.05.2014 г.). В память о героическом подвиге воинов Арктического фронта главный редактор газеты Александр Скорбенко выступил с инициативой назвать одну из улиц Тюмени Арктической. Данная улица появилась в 2010 году в микрорайоне Ямальский-2.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru