Медиакарта
4:16 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

О тех, кто уже не придёт никогда

Динь-дон.... Звучит в моей голове колокольчик памяти о войне: помни о тех, кто защищал твою родину от захватчиков, помни о тех, кто не вернулся с фронта, кто умер от ранений в госпитале, кто был в бою в твой день рождения, в день окончания войны.

Сколько людей ушло на фронт из нашего села Малышенка? Я не знаю. А фамилии погибших односельчан читаю на памятнике около местного дома культуры. Баженов Николай Васильевич. Брат моего отца. Он не вернулся с войны. Вдова тетя Поля растила троих детей одна. Замараев Константин Викторович. Брат моей матери. Ушел на фронт с одноклассниками, не окончив школу. Их не брали, но ребята настойчиво просили военкома отправить на фронт и добились желанной цели. Говорят, Константин был очень способным учеником, разбирался в физике, играл на многих музыкальных инструментах. У него могло быть хорошее будущее, если бы не война.

В моих руках пожелтевшее от времени письмо- треугольник, просмотренное военной цензурой, от дяди Кости моей маме. В письме «из окопа» он сообщает о переписке с одноклассницами Леной Русановой, Марией Смольниковой, мечтает о будущей встрече с ровесниками, где будет обязательно баян. «Я все еще умею играть на нем».

И на войне было место шуткам. Вот выдержка из его письма: «Пошел к нашему санинструктору Альке и сказал, что болят зубы. После долгого опроса она приступила к ковырянию «больного» зуба, но дупла не нашла. Через полчаса она растерла что-то на ватке и всунула между зубами. Я терпеливо стоял, а когда она закончила, захохотал и вынул ватку. Она поняла, что я ее обманул ». «Жизнь, как видишь, веселая», – пишет он. В письме прослеживается трогательная забота сына о своей матери, моей бабушке. Мой дядя интересуется здоровьем родных и близких, жизнью родного села.

Это письмо Костя писал в феврале, когда победа была близка, когда верилось, что вся жизнь, интересная и прекрасная, впереди... Но вскоре моя бабушка получила похоронку. В Книге Памяти написано, что Замараев Константин Викторович скончался от ран в

Венгрии в марте 1945 года.

Другой мамин брат, Замараев Николай Викторович, вернулся с войны домой. Будучи водителем, дядя вывозил ленинградцев из блокадного города по Ладожскому озеру. Он рассказывал, как больно было смотреть на слабых и измождённых голодом людей. Я спросила его: «Дядя Коля, правда, что солдаты готовы были умереть ради победы?» « Да, – уверенно отвечал бывший фронтовик. – У всех было только одно желание: уничтожить фашистов, освободить страну от врага».

Его жена Замараева Анастасия Дмитриевна (Новоселова): молоденькая, небольшого роста, худенькая медсестра помогала раненым на Сталинградском фронте. Однажды тетя Ася, уставшая, заснула в одном из домов в деревне. Случилось так, что наши отступили, а подруги в спешке про нее забыли. Когда уже немцы были в конце улицы, кто-то разбудил сестричку, ей удалось благополучно догнать своих. Она говорила, что на войне больше всего боялась попасть в плен и очень хотела выспаться.

А сейчас о самом дорогом мне человеке – моем отце Баженове Степане Васильевиче. Вот одно из самых первых моих воспоминаний, связанное с ним...Мне около 5 лет. Вижу, на улице появился папа, я радостно бегу навстречу ему. В папиных глазах не меньше радости, чем у меня, а на губах горькая складка: он не может сделать то, что делает каждый отец, встретив ребенка, – взять дочку на руки. В его руках костыли. Папа скачет, а я, держась за костыль, бегу вприпрыжку...

Папа ушел на фронт в сентябре 1941 года. На фотографии, сделанной перед отправлением, он такой молодой и красивый! В это время родители ожидали третьего ребенка. К рождению дочери, в марте 1942 года, отец был уже дома. В бою на Ленинградском фронте он был ранен и в госпитале ему ампутировали ногу. До самой смерти не мог смириться с этой потерей. Папа был веселым человеком, очень любил шутить, петь песни, играть с друзьями в настольные игры. В компаниях ему хотелось плясать. Женщины подхватывали его. Опираясь на их плечи, отец подпрыгивал, приплясывал на одной ноге. И горькие слезы текли по щекам. Мне всегда хотелось плакать вместе с ним.

Почему-то только в этом году в моих руках оказалось папино письмо, написанное в госпитале. В каждой строке – огромное желание скорее увидеть родных. Интересуется, есть ли письма от родственников с фронта, «как здоровье сынков и мамы с мамашей». «Я вас прошу, обо мне не беспокойтесь. Мое состояние здоровья хорошее. Рана зажила. Скоро увидимся с вами». И, конечно, в этом небольшом послании есть самый важный вопрос того времени: «Как вы живете в части хлеба и дров?» Хлеб и дрова – это самое главное без чего нельзя было выжить деревенской семье.

Папа любил сельскую жизнь, природу, животных, цветы. Несмотря на то, что был на костылях, он окучивал и копал картошку, заготовлял сено, собирал грибы, убирал снег –старался делать все, что делают деревенские мужчины. Мы предлагали ему уйти на пенсию по инвалидности, но всегда у него был один ответ: «Без работы я умру». Папа работал до последнего дня своей жизни. Умер рано, в 56 лет. И в этом тоже виновата война.

А наша родственница Баженова Таисия Трофимовна (в замужестве Кляпышева) не воевала на фронте. Плацдармом ее битвы было колхозное поле, и боролась она за урожай. Хлеб, который был нужен солдатам на войне, доставался нелегко. Сколько слез пролила молодая трактористка, когда железный конь не хотел слушаться слабых девичьих рук. Тетя Тая была для меня образцом трудолюбивой, мудрой и стойкой женщины.

Многие мои сверстники росли без отцов, женихи не вернулись к невестам, матери не

дождались сыновей и дочерей. Я иду по нашей улице, и передо мной встают лица солдатских вдов: О. Сырятовой, Е. Русановой, А. Плехановой, Л. Долиной, М. Русановой, А. Баженовой. Они трудились не покладая рук. У каждой дома их ждали двое или трое ребятишек, которых надо было накормить и одеть. Я помню этих женщин, их лица, жесты, голоса. Они были добрые, приветливые, отзывчивые. Не очерствели их души от трудностей жизни, не озлобились их сердца. Светлая память всем односельчанам, кто сражался на фронте и работал в тылу!

Дорогие земляки, я предлагаю заложить в Малышенке парк семидесятилетия Победы над фашизмом. Дети, внуки и правнуки тех, кто защитил нашу Родину, давайте посадим деревья в честь этого праздника. Пусть шумит листва и напоминает всем о героическом прошлом жителей нашего небольшого села и всей России.

Фото из семейного альбома

Автор: Галина Баженова, п. Боровский