На прошлой неделе в Тобольске заложен был дендропарк. Дело, бесспорно, благое – кто же возразит против появления на унылом пустыре сотни-другой саженцев хвойных деревьев?
У нас часто так бывает. Согласно народному присловью – хорошая мысля приходит опосля. Опосля того, как слизнули с наших улиц прекрасные деревья шершавым своим языком некоторые бизнес-структуры. Опосля того, как могучая поступь реконструкции почти напрочь избавила от зелени улицу Ремезова и территорию кремля.
Я не вхожу в круг тех, кто обливается горючими слезами по поводу сохранения первозданности исторического ландшафта. Считаю, что и восстановление исторических памятников необходимо и хорошо выполненный «новодел» вполне уместен. И от многих отживших свой век деревьев, конечно, необходимо было избавляться. Но избавились мы уж больно того… размашисто.
Теперь вот высаживаем. Обживаем пустыри, мечтая о дендропарках… В этом случае хотя бы всё основательно сделали. А обычно местное озеленение сводится к простому ритуалу втыкания чахлых веточек в почву и последующему забытью. Не всегда и не везде, но, согласитесь, чаще именно так.
Бывает даже повод придумаем круче некуда. Вот в августе 2013 года отметили в Тобольске 400-летие Дома Романовых. Царские дни провели и в Александровском саду с помпой заложили Царскую же аллею. Торжественно высадили там 20 молодых дубков и яблонь… Ну, помните же?
Коровы пришли в тот же день – невиданным дубнячком полакомиться. Ответственные структуры кое-как огородили обглоданные саженцы дня через три. Ну и всё – дело сделано, дело можно позабыть.
Сегодня «царская аллея» в нижнем посаде Тобольска выглядит примерно так же, как семья Романовых после июля 1918 года. Полегли все, один только дубок невероятным образом выжил и судорожно тянет к сибирскому небу переломанные веточки свои.
В районе предполагаемого дендропарка в последнее время коров не наблюдается, но есть опасность другого рода. Она на двух ногах и даже разговаривать умеет. Помнится, открыли мы сквер «Тобольской правды». Наши читатели принесли саженцы яблонь, которые немедленно стали его частью… А через три дня яблоньки те выкопаны были неизвестными личностями.
То яблоньки, а в дендропарке высажены и ели, и пихты, и можжевельник, и кедры… Вот что теперь – круглосуточный пост полиции там организовать? Или на видеонаблюдение раскошелиться?
Инициаторы дендроидеи мечтают о том, чтобы вырастить в Тобольске свою секвойю. Я предлагаю им сразу баобаб. И чтобы уже такой, не маленький баобаб. Об него и коровы рога пообломают, и похитители свои поганые воровские лопатки затупят.
Баобаб – вот наше дерево. А то, что Сент-Экзюпери их опасался, так то не беда. Мы, чай, не французы какие.