Медиакарта
5:50 | 30 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Проблема требует решения

Кто в ответе? 

В конце апреля на границе Уватского района с Ханты-Мансийским АО смерть подкараулила двух мужчин и женщину - пассажиров обычного автобуса. Водитель пытался объехать яму, но угодил в кювет. Еще 21 человек - в больнице, многие оказались в реанимации. Видимо, прошлогодних стараний региональных властей и рабочих ДРСУ было недостаточно: на «трассе смерти» люди продолжают гибнуть, несмотря на проведенный ремонт, инициированный на самом высоком уровне.

Еще год назад прокуратура Уватского района потребовала привести в порядок 98 из 226 километров федеральной дороги, пребывающей в неудовлетворительном состоянии. К тому же дурная слава об уватских ямах и колдобинах давно разносится по всей стране: этот участок - в списке самых плохих дорог России.

В прошлом году власти активно взялась приводить в порядок федеральную дорогу. Объем средств, заложенных на ремонт трассы «Тюмень - Ханты-Мансийск, составляет 1 миллиард 300 миллионов рублей.

По данным «Уралуправтодора», на федеральной трассе «Тюмень - Ханты-Мансийск» до 2016 года будут отремонтированы и реконструированы более 859 километров дороги. Капитальный ремонт проведут на 107-ми км, ремонт - почти на 752 км.

На участке Уват - Салым до нормативного состояния дорожники приведут 262 с половиной километра, из которых капитально отремонтируют 37 км. На 2015-2016 годы запланирован капремонт почти 23 с половиной, ремонт коснется 81 км автотрассы.

Ямочный ремонт злополучного 479-го километра, где погибли пассажиры автобуса, был предусмотрен в контракте на содержание дороги.

Известны случаи, когда наказать горе-строителей можно. Житель Челябинска Олег М., попав в подобную ситуацию с ямой и кюветом, отделался сотрясением мозга. Чтобы отсудить у Карабашского ДРСУ 34 тысячи рублей морального ущерба, он потратил три года. Еще один житель Южного Урала отсудил у латателей ям 600 тыс. руб. после аварии и множественных переломов и закрытой черепно-мозговой травмы. Автомобиль восстановить не удалось.

Впрочем, вопрос надо решать иначе: строить дороги надо так, чтобы людям не приходилось выбивать из дорожников компенсации на лечение.

Асфальт на болтах

В Петропавловске-Камчатском и вовсе произошел курьезный случай. Правда, смех тут приглушает возмущение такими «профессионалами».

Строители бывают необычайно изобретательными. На оживленной улице вышеназванного города - на проспекте Победы - яму заделали... фанерой: дорожные рабочие засыпали несколько дыр в асфальте гравием, положили сверху фанеру и... прикрутили ее болтами.

А ямы на дорогах Челябинска засыпали каменным отсевом, который смыло первым же дождем, - об этом рассказал почетный дорожник Челябинской области Александр Мамонтов. И это происходит в эпоху, когда созданы технологии литого асфальтобетона - материала, позволяющего чинить дорожное полотно при любом повреждении - от трещины до ямы, без подготовительных работ и при минусовых температурах. Причина безобразных ямочных ремонтов и плохих дорог - недостаточная квалификация работников, отсутствие контроля.

«Ямочный ремонт - это не выход», - - сетуют автомобилисты. Нередко в смету из года в год закладываются одни и те же участки, улицы, даже одни и те же ямы.  

К примеру, в Казани к Универсиаде 2013 года под колеса положили 39 миллиардов рублей - хватило только на основные дороги. Не прошла и пятилетняя гарантия, а подрядчиков уже заставляют ремонтировать недоделки. 

Там, где балом правят деньги, призывать к совести бессмысленно. Здесь большую силу возымеет юриспруденция: контракты жизненного цикла, когда компания-строитель занимается ремонтом и обслуживанием, должны отбить охоту использовать некачественные материалы и нарушать технологию.

Более популярна практика гарантийного ремонта. Но и здесь есть уязвимость: если фирма, положившая асфальт, закроется, то спрашивать будет не с кого. Очевидно: если на дороге работает подрядчик-однодневка, значит, рядом нечистоплотный бюджетораспределитель. 

По-прежнему, как не странно, налогоплательщики остаются главными «спонсорами» коррупционеров. Дороговизна дорог вызвана колоссальными «откатами» и устаревшими нормативами прошлого столетия. Поэтому бюджету всё труднее оплачивать стройки: в России в год строят меньше 3 тысяч километров автодорог, а в Китае - 30 тысяч километров.

Автор: Владимир НАСЫРОВ