Цель, которая стоит перед школьными музеями, определена в нескольких словах: формирование гражданственности, патриотизма, любви к своему селу, сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений. Без знаний корней, истоков невозможно полюбить родную землю, поэтому школьники изучают местные традиции, народные предания, праздники, обряды, собирают информацию о людях, прославивших село, школу.
Переступая порог музейной комнаты Володинской основной школы, словно попадаешь в другой мир – особый. Никакая машина времени не нужна, чтобы побывать сразу в нескольких местах. Возьми в руки экспонат, слушай рассказ руководителя школьного музея и учителя истории Риммы Тимофеевны Поляковой, подключи фантазию и… Вот ты уже в гостях в деревенском доме конца XIX века или в торговой лавке покупаешь керосиновую лампу, поднимаешься в атаку с земляками в Великую Отечественную или участвуешь в собрании комсомольского актива в середине прошлого столетия.
Школьный музей берёт начало с комнаты боевой и трудовой славы, которая располагалась в кабинете истории – ещё в помещении старой школы. Туда стекался материал по истории села, оформленный альбомами с фотографиями. В то время Римма Тимофеевна сама была школьницей, вместе с одноклассниками создавала некоторые из них.
– Вот этому альбому, например, 38 лет. Наш седьмой класс ездил по путёвке в Москву, приехал с массой положительных эмоций, привёз множество впечатлений, которые нашли в нём отражение, – вспоминает собеседница, листая от времени пожелтевшие страницы со снимками. – Решила возобновить эту традицию: хочу, чтобы ребята оставляли на память в музее рассказы о своих интересных делах, о жизни класса. На данный момент у нас уже есть две летописи, созданные выпускниками 2013 и 2014 годов, обещали не подвести и нынешние девятиклассники.
Став учителем, возглавив музейную комнату, Римма Тимофеевна по крупицам собирала экспонаты. Говорят: под лежачий камень вода не течёт. Обратилась к односельчанам. Люди откликнулись, стали приносить разную утварь: что-то сохранилось от бабушек, что-то отыскалось на чердаках и в сараях, а что-то было даже выкопано из земли.
– Много ценных в историческом плане вещей принёс мой брат, Николай Тимофеевич Игнатов, – говорит хозяйка музея. И с улыбкой добавляет: – Мы с ним в детстве увлекались поиском клада. Сейчас он, работая в Юргинском ДРСУ, постоянно ездит по деревням, и я его попросила не проходить мимо старинных предметов. Так, здесь появились железнодорожный свечной фонарь, керосиновая лампа, каска пожарного, которую Николай нашёл в канаве по дороге на Новый Тап, и множество других редких вещей. Принёс коллекцию музыкальных инструментов: две гармони, два баяна, маленькую гармошку – нотку. А вот эта гармонь – музейная редкость и моя гордость – была привезена из Германии, с фронта. Вместе с воинами-сибиряками прошла дорогами войны, На ней есть инвентарный номер и слова: «Подделка преследуется законом», – и Р.Т. Полякова показывает металлические пластинки с гравировкой на гармони. – По всем вещам стараюсь найти информацию, сравнивая свои экспонаты с размещёнными в интернете фотографиями. Вот и про эту гармонь нашла историческую справку. Такие гармони изготовлялись в Вене, они получили у нас название «двухрядки». Есть и другое название «двухрядная венка».
Всё это отражено в электронном каталоге, который Римма Тимофеевна начала создавать. На сегодня он насчитывает 158 наименований.
– Пока 158, – уточняет она. – Сделала и общий список, и по разделам: «История школы», «История села», отдельно – «Великая Отечественная война». Занесла фотографии каждого предмета, краткую его историю. Получилась электронная инвентарная книга, которой очень удобно пользоваться. С ней можно ознакомиться на сайте школьного музея.
От раритетного музыкального инструмента мы переходим к самым старинным экспонатам. Первым в списке стоят ручные железные весы 1860 года.
– Есть в нашем музее деревянные иконы, которые храню в том виде, в каком их подарили, чугунный утюг с заводским клеймом, немецкая швейная машинка «Зингер», вышитый солдатский кисет времён Великой Отечественной войны, подарочные карманные часы, лицевая сторона которых оформлена в стиле высшего военного ордена «Победа» с ярко-красной пятиконечной звездой, радиоприёмник «Родина» 1952 года выпуска, радиола в рабочем состоянии с пластинками, – перечисляет хозяйка, глазами пробегая по полкам стеллажей.
Школьный музей для Риммы Тимофеевны – это не просто комната, в которой собран исторический материал. Это живой организм, который меняется со временем, обрастает традициями. В связи с этим у собеседницы много идей, одной из них она поделилась:
– Всё новое – хорошо забытое старое. Во времена моей юности существовал обычай: выпускники во время выпускного бала закупоривали в бутылку из-под шампанского пожелание первоклассникам и закапывали её на территории школы. Когда первоклассники становились выпускниками, они выкапывали эту бутылку и читали адресованное им письмо. Я об этом вспомнила несколько лет назад. Сегодня в музее храню конверт с пожеланиями потомкам девятиклассников, покинувших стены школы четыре года назад, и их родителей. Правда, он не предназначен никому конкретно. Думаю открыть его во время юбилейного вечера встречи выпускников.