Медиакарта
14:28 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Профобразование: вчера, сегодня, завтра

Профобразование: вчера, сегодня, завтра
14:07 | 24 сентября 2010
Источник: Заря

Совершенствование системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодёжи – одна из основных проблем современного общества. И от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена сегодня, зависит будущее страны завтра.

На недавнем совместном заседании Государственного Совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России обсуждалась проблема нехватки квалифицированных кадров из-за устаревшей системы профессионального образования. В настоящий момент, как показывает практика, рынок труда перенасыщен специалистами с высшим образованием, в то время как остро ощущается нехватка специалистов так называемых «не престижных» рабочих профессий. Востребованы рабочие руки. Нужны рабочие кадры! Надо учить именно рабочим профессиям.

Об этом наш разговор с директором Коммунаровского профессионального училища №24 О.В.Белоус. – Оксана Валентиновна, ПУ-24 имеет давние традиции подготовки специалистов, крепкую материальную базу, славится своими выпускниками. Как реформа профобразования, о которой в последнее время так много говорят, коснулась училища? Какие изменения произошли?

– Сегодня работодатель ждёт квалифицированного специалиста, умеющего работать с современной техникой, способного своевременно переключаться от одного дела к другому, вникающего в тонкости технологического процесса. Словом, того, кто может быстро адаптироваться к требованиям современного производства. Считаю, что переход на новые образовательные госстандарты с учётом сегодняшних квалификационных требований необходим. Кроме этого, нужно модернизировать систему оценки и контроля качества профобразования. Об этом, кстати, много говорилось на совместном заседании Госсовета и комиссии по развитию экономики страны. Стараемся идти в ногу со временем. И, конечно же, изучаем спрос рынка труда, востребованность рабочих специальностей. При необходимости варьируем программу обучения студентов.

Реформа коснулась и материально-технической базы училища. В настоящее время внутренние работы закончены, идёт ремонт фасадов зданий. Уже отремонтированы учебно-производственные мастерские, столовая, которые отвечают всем современным требованиям, реконструирован спортивный зал.

– То есть с учётом потребностей в кадровых ресурсах были переориентированы некоторые специальности.

– Всё верно. Мы пытаемся сбалансировать соотношение между профподготовкой специалистов и потребностями рынка труда: универсальная профессия даст возможность её обладателю работать на разных производствах. – Самое главное сегодня – это квалифицированные опытные кадры. Скажите о тех преподавателях, кто «сеет разумное, доброе, вечное».

– Есть в коллективе педагоги, которые в своё время закончили Коммунаровское училище и после дальнейшей учёбы остались здесь преподавать. Это Степан Михайлович Куликов, руководитель физвоспитания, Анатолий Иванович Вешкурцев изучает с ребятами правила дорожного движения. Ещё назову стажистов, тех, кто ведёт основные дисциплины: Татьяна Порфирьевна Юдина, Галина Петровна Кирдяшкина, Сергей Павлович Деминцев, кстати, он имеет знак «Отличник профтехобразования».

Коллектив преподавателей училища стареющий. Есть необходимость в обновлении. Недавно прибыл к нам молодой преподаватель Александр Владимирович Чебыкин, мастер производственного обучения. Это увлечённый делом специалист. Помимо основной работы он ведёт кружок технического моделирования. Есть ещё молодые мастера производственного обучения: Наталья Владимировна Аллашова, Людмила Петровна Мершиева, Ольга Венальевна Шурыгина. Все они энтузиасты, ответственно относящиеся к делу.

– Что в ПУ делается для поднятия престижа профессии рабочего?

– Во-первых, хотела бы сказать, что ежегодно мы представляем наше училище на ярмарке учебных мест. Для этого подготовлена видео-презентация, имеются буклеты со всей необходимой информацией. Во-вторых, в марте традиционно проводим День открытых дверей, когда любой желающий может познакомиться с училищем, узнать перечень профессий, сроки поступления, требования, предъявляемые абитуриентам, посмотреть аудитории, мастерские, общежитие и так далее. Наши специалисты бывают в школах на классных часах по профориентации. Кроме этого, ежегодно в училище мы проводим конкурсы «Лучший по профессии» и «Лучшая группа». Победителям вручаем грамоты, ценные призы и материально поощряем.

– На заседании Госсовета глава государства отметил важность непосредственного сотрудничества учебных заведений разного уровня с работодателями. Как в этом направлении строится работа?

– В общем, могу сказать, что работа в этом направлении у нас налажена. Руководители хозяйств охотно берут учащихся на производственную практику. Однако с трудоустройством имеются некоторые трудности. Работодатель ждёт на работу специалиста с определённым опытом работы. Как правило, у того, кто только что закончил учебное заведение, такового не имеется. Хочу отметить, что не все руководители настроены категорично. Например, тесное и плодотворное сотрудничество налажено с Анатолием Еврамьевичем Нечаевым (ООО «Кукушкинское»), Владимиром Ивановичем Иващенко (ООО «Русское поле»), частным предпринимателем Валентиной Ивановной Плотниковой. Это те руководители, которые берут учащихся на практику и трудоустраивают ребят после окончания училища.

– Хотелось, чтобы таких ответственных работодателей было больше.

– Конечно. Ведь уже на этапе производственной практики студенты показывают знания и навыки, полученные в училище, и у руководителей есть возможность оценить их старания, присмотреться к ребятам с тем, чтобы после окончания ПУ принять их в свой коллектив.

– Оксана Валентиновна, какой процент ваших выпускников трудоустраивается после того, как получит диплом об образовании?

– Такой мониторинг мы регулярно ведём. По прошлому учебному году могу сказать, что около пятидесяти процентов наших ребят нашли работу по специальности. Многие выпускники трудятся на предприятиях и в хозяйствах Исетского района.

Сегодня в Коммунаровском профессиональном училище обучается 240 учащихся, наполняемость групп составляет 100%. Это говорит о том, что отношение в обществе к ПТУшникам меняется. Техникумы и училища перестали быть «местом социального презрения для неудачников». Порой «выходцы» этих учебных заведений зарабатывают значительно больше, чем выпускники высших учебных заведений. Поэтому быть рабочим, что называется стоять у станка, становится почётным.

P.S.: По информации Исетского Центра занятости населения, район нуждается в продавцах, поварах, водителях, строителях.

Ирина Сашина