Самобытный художник Владимир Лихачёв уверен: любовь к Родине начинается с поступков, а не с красивых слов. Он, объездивший всю страну от Санкт-Петербурга до Владивостока, знает: лучше России и уютнее Ишима нет мест на свете.
Художник Владимир Лихачёв родился в городе Нижнеудинске Иркутской области и долгое время жил рядом с самым прекрасным и таинственным озером мира – Байка-
лом. В школе мечтал быть моряком, геологом, а ещё – поработать на заводе имени знаменитого однофамильца Д. Лихачёва. Почти все мечты сбылись, кроме завода. Когда был совсем маленьким, увидел у брата акварель и решил попробовать. Первый рисунок изображал трактор. А потом, где бы ни оказался, Владимир Константинович всегда делал зарисовки и наброски.
Когда В.К. Лихачёва призвали в армию, служить отправили на Камчатку. За те три года он так полюбил этот край с богатейшей природой, что, уезжая, загадал, что вернётся. Потом судьба забросила Владимира в Тольятти, на гремевший на всю страну волжский автогигант. Там с 1972-го по 1980-й трудился на главном конвейере: собирал доступную далеко не каждому советскому гражданину «копейку», потом «двойки», «тройки», а когда на АвтоВАЗе запустили производство первой «классики» и «Нив», решил уехать. Хотя, как говорит Владимир, в Тольятти он не только «стоял у станка». Был он также парторгом, занимался гиревым спортом, а по вечерам подрабатывал грузчиком и делал стенгазету «Машиностроитель» для своего цеха (в нём работало почти 2 тысячи человек!). Но жажда странствий манила, и, бросив всё, он сначала уехал в холодный Норильск помбуром в геологоразведку, потом дальше – на северные золотые прииски... А вдоволь наглядевшись на красоты девственной тайги и близко познакомившись с голодной мошкой и комарами, отправился на Камчатку. Край вулканов, сопок и горячих гейзеров дружелюбно встретил скитальца. Именно там в 40 лет Владимир начал осваивать море. Окончил курсы матросов, потом рыбопромышленный вуз по специальности «Мастер добычи» и вместе с бригадой таких же романтиков стал ходить на траулере за крабами и красной рыбой... Вся эта красота живёт в душе и картинах мастера.
Приехав в 2003 году в Ишим – на родину жены, Владимир Лихачёв и тут продолжил заниматься творчеством. Написал картину «Крещение на реке Ишим» (она хранится в фондах историко-художественного музея), рисовал любимую всеми Подкову в Синицынском бору, ершовские места в селе Безруково и многое другое. Много работ раздарил друзьям и знакомым (денег за полотна живописец не берёт). Но не только живописью занимается художник. Поселившись в одной из квартир многоэтажки на улице Корушина, он сразу решил навести порядок в подъезде. И вот теперь здесь чисто и светло, на окнах – занавески и живые цветы, а стены – картинная галерея.
– Картины излучают музыку, положительную энергию, я же всегда борюсь за хорошее настроение, – поясняет Владимир Константинович. – Когда человек заходит в подъезд, а там вместо грязных лестниц, окурков и разбитых лампочек свежая побелка, герани в горшках и пейзажи в рамах, у него на душе сразу становится радостно и тепло, человек понимает: он уже дома.
Конечно, поначалу некоторые жильцы, их гости продолжали курить и мусорить на лестницах, а однажды со стен бесследно исчезли две картины. Сотрудники правоохранительных органов ругались на художника: «Создаёте прецедент для кражи – все полотна немедленно убрать!» Лихачёв не послушался, в итоге люди привыкли к порядку, чистоте и – поздравительным стенгазетам к 8 Марта, 23 Февраля, 9 Мая на лестничной клетке … Вместе соседи выходят на субботники и сажают цветы.
– Все беды, в том числе и мусор на улицах, – от нелюбви к Родине. Ишим – наш общий дом, а разве люди мусорят в своём доме? Печально видеть, как земляки бросают на газоны окурки, бьют у подъездов пивные бутылки, бросают фантики на асфальт и обрывают цветы с клумб. Приучать к порядку нужно с самого маленького возраста. И не наказанием за проступки, а собственным примером, – считает В. Лихачёв. – Два года назад я проводил в выставочном зале на Таганке в Москве выставку «Здесь начинается Россия», на которой представил картины, посвящённые природе Камчатки, Байкала, Красноярского края, рыбакам и их промыслу. И был удивлён, что школьники, пришедшие на экспозицию, даже не знали, что такое Байкал. А ведь это наше, родное. Я пятнадцать лет ходил в море к берегам Японии и Америки и точно знаю, что такое Родина. Иной раз, приближаясь к порту, видишь те же, что в России, деревья и цветы, людей и ту же землю. Только это чужая земля, и ты спокоен. А когда возвращаешься к родным берегам, щемящее чувство разливается в груди, понимаешь: вот он, дом! Хочется, чтобы мои земляки дорожили своим городом или селом, лесом, полем и речкой. Ведь патриотизм – это не битьё себя в грудь, это поступки, продиктованные любовью к своей стране. А то, какой увидят Россию наши дети, внуки и правнуки, полностью зависит от нас. Об этом стоит задуматься.
Юлия КРОО.
Фото Василия БАРАНОВА.