Медиакарта
9:37 | 28 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

А жизнь продолжается

Д.Ф.Терентьев
08:54 | 17 июня 2015

Великая Отечественная война. Грозное дыхание ее донеслось и до Сибири. В первые дни войны призвали на защиту Родины сынов «кулака», Ефима и Никифора Терентьевых. Попали они в самую мясорубку. Знают родственники, что Никифор Федорович Терентьев, рядовой, пропал без вести в июле 1941 года. Ефим Федорович Терентьев, сержант, погиб в августе 1942 г. Александра Федоровича Терентьева призвали позднее, в 1943 году. В книге «Память» можно прочитать о нем: «Сержант, погиб 23 октября 1944 года. Похоронен в Восточной Пруссии». Ему было только 18 лет!


Наталья Ивановна получила от командира части письмо, в нем были такие строки: «Гордись, мать, твой сын погиб, как герой!» Это письмо помогло ей в дальнейшем выхлопотать пенсию… После войны Наталье Ивановне присвоили звание «Мать-героиня» и наградили одноименным орденом, который до сих пор хранится в семейном архиве. Федор Иванович умер в марте 1949 года, прожив 66 лет. Наталья Ива- новна умерла в 1967 году в возрасте 84 лет. Посмертно Федор был реабилитирован, и государство принесло свои извинения за неправильное решение суда относительно семьи Федора Терентьева.


Итак, грозное дыхание войны донеслось и до Сибири. В колхозах, МТС остались женщины и подростки. Один за другим уходили на фронт сверстники Дмитрия Федоровича.
Рвался туда и он. Но опытного механизатора не отпускали, потому что до тонкостей знал свое дело. И все-таки зимой 1941 года Дмитрий ушел на фронт.


Храбро сражается сибиряк, не прячется за чужие спины. И Бог хранит его!


1943 год. Курская битва.


Этот бой по-настоящему был его первым и последним. Разве можно считать боями те скитания стылой осенью 1942 года по топким лесам Смоленщины, бесчисленные стычки с гитлеровцами и постоянные потери. В те долгие жестокие месяцы они, добровольцы-сибиряки, рвались в схватку, но приходилось прятаться по чащобам, а враг, словно в насмешку, забрасывал их с самолетов листовками и бомбами, бил из пулеметов, полуголодных, которым единственным прикрытием была изодранная плащ-палатка.


Когда после переформирования летом 1943 года бригада двинулась прямо на запад, все поняли: начинается самое важное в их солдатской жизни. Шли короткими темными ночами. Первого июля достигли намеченного рубежа. Он, старшина Дмитрий Терентьев, еще не знал тогда, что это была Курская дуга, которую впоследствии назовут «огненной». Бойцов подняли по команде, когда восток еще только начал алеть. Едва вышли на исходные позиции, небо взорвалось: запели «катюши», загрохотали пушки, спрятанные буквально под каждым кустом. Два часа гулял огненный ветер по переднему краю противника, потом его еще «прочищали» бомбардировщики. Казалось, живого места там не осталось. Но поднялась пехота в атаку - и злобно залаяли вражьи окопы, словно дождь прошелестел по листьям деревьев, и многих его товарищей выкосило этим свинцовым дождем. Четыре дня и четыре ночи шел бой, прежде чем их батальон выбил немцев из двух траншей и закрепился. А на пятый день, в бесчисленной атаке, снаряд попал в руку. Госпиталь, демобилизация. Вновь родная деревня. Еще болела рука, а ему предложили поработать бригадиром: мужиков-то в деревне почти не осталось. Опять работа. Отдыхать было некогда: не спал иногда сутками. Да и кто же тогда думал о себе?!


Вместе со всеми со слезами на глазах встретил День Победы. Это были слезы радости: ведь он внес в эту войну частицу своей жизни, здоровья.


Личная жизнь есть у каждого. Дмитрий не исключение.

Приглянулась ему девушка, высокая, статная. Мария Ивановна Дементьева. Работала она бухгалтером в конторе. И Марии понравился Дмитрий. Поженились они. Но Маша, девушка с характером, не захотела жить вместе со свекром и свекровью, ушла на квартиру.


Пришел Дмитрий домой, а молодой жены нет… Только потом выяснил, что хочет жить Мария без стариков. Задумался он: каким трудом достался ему этот дом, как хотел, чтобы у родителей была добротная крыша над головой, вспомнил, как, обняв крыльцо, плакал отец.


- Афонька, метла есть? – спросил он у племянника. - Принеси!
Принес Афанасий метлу, и замел след Дмитрий за женой. Одно плохо, не знал он, что Мария беременна.


Но, когда родилась дочка, он помогал ей, добрые отношения со Светланой сохранились до самой его смерти. Дмитрий не остался один: после войны мужики были на вес золота. По воле судьбы в его жизни появилась опять Мария. Мария Георгиевна Подъяпольских.


Черноглазая красавица Маша была одной из первых трактористок Омутинской МТС. Привез Дмитрий ее в деревню, и народились у них дети: Александр, Николай, Владимир, Ольга. Сейчас у этих внуки. Володя вспоминает: «Жизнь прожить - не поле перейти», - скажет мама, а папа подхватит: «На веку, как на долгом волоку: и наплачешься, и напляшешься». Сейчас мы это хорошо понимаем, а тогда не любили, когда родители наставляли нас на добрый путь. Конечно, молодость никогда не поймет старость…»
Николай рассказывает: «Рука у отца болела постоянно.

Особенно к перемене погоды». Папа всегда шутил:


- Не надо барометра, я и так знаю, что завтра будет дождь!


- А у меня даже справка из госпиталя сохранилась, - говорит Ольга. - Такая ветхая, что за нее страшно браться: подумать только, с 43 года!


Александр продолжает:


- 9 Мая, День Победы, был самым дорогим праздником для родителей. Соберутся, бывало, участники войны за столом, выпьют по стопке и начинают вспоминать… Кто что-то смешное припомнит, кто о друге погибшем расскажет, а кто стиснет зубы, наклонит голову, и потечет скупая слеза по щеке, видно, вспомнит ветеран такое, о чем не расскажешь всем…


Но заиграет гармонь, запоют бывшие солдаты:


Редко, друзья,


нам встречаться приходится,


Но уж когда довелось,


Вспомним, что было,


выпьем, как водится,


Как на Руси повелось…


Выпьем за тех,


кто командовал ротами,


Кто умирал на снегу,


Кто в Ленинград


пробирался болотами,


Ребра ломая врагу.


Встанем, товарищи,


сдвинем стаканы мы,


Громкую песню споем,


Выпьем за Родину,


выпьем за Сталина,


Выпьем и снова нальем.


Сейчас нет с нами отца: умер он в возрасте 80 лет 25 ноября 1996 года, как раз перед 18-летним днем рождения его внука, тоже Дмитрия.


Деда похоронили, а вечером семья Александра Дмитриевича провожала в армию тоже Дмитрия, только Александровича…
Вот так-то, жизнь продолжается…


Мама умерла 16 июня 2000г., повидав своих правнучек, Алену и Сашеньку.


Все дети Марии и Дмитрия живут в одной деревне, они уже вырастили своих ребятишек, помогают растить внуков.


И дай Бог счастья этой большой семье!



Фото из семейного альбома

Автор: Л. Терентьева