Как все люди того поколения, на чью долю выпали годы становления колхозов, война и разруха, Рипсимия Александровна Лапшина также никогда не хвастает заслуженными наградами, не прикрепляет на праздничный костюм медали. Сделать исключение для фото в газету мы едва её уговорили.
Почти всю свою сознательную жизнь 88-летняя женщина живёт в маленькой деревне Пастуховой.
– Родом я из Лобановой, а сюда наша семья переехала в 1937 году, когда папу перевели в здешний колхоз бухгалтером. Мне на ту пору было всего десять лет. После объявления войны отец наш Александр Нифантьевич Худяков ушёл на фронт. Вернулся по ранению в 1943-м и, едва поправившись, снова стал счётным работником.
После пяти школьных классов девочка уже была большой помощницей, и не только матери по домашнему хозяйству.
– С ранних лет умели управляться с быками – возили на них сено, дрова, воду с реки в бочках. Собирали в поле после жатвы снопы, колотили лён, потом расстилали его под снег, чтобы выбелить. А с началом войны женщины и подростки вовсе стали работать с двойной нагрузкой. Голодно было, мёрзли, простужались мы постоянно. Ведь из одежды и обуви – лишь старенькая фуфаечка да проношенные валенки или калоши.
Вспоминает Рипсимия Александровна, как со своими сверстниками возила на быках из рафайловской деляны заготовленные для телеграфной линии столбы.
– Очень боялись волков, которых в войну много развелось в лесах, и были случаи нападения на людей. Но Бог миловал, мне этого удалось избежать. Несколько раз я до крови обмораживала ноги, но залечивать их было некогда. С утра разнарядчик уже стучал в окно, и несмотря ни на какие болячки надо снова приступать к работе.
И шла эта сильная, смелая девчонка туда, куда укажут. Была поваром, весовщиком, ухаживала за телятами. Не избежала и лесозаготовок, где каждому из работающих по пояс в сугробах несовершеннолетних на день выдавалось по 500 граммов хлеба и по одной сырой картофелине.
– После войны назначили меня учётчиком во вторую бригаду нашего колхоза, назывался который «Колхозный путь». Намеряю саженью вспаханные или убранные поля и отца спрашиваю, как перевести цифры в гектары. Быстро научилась считать на счётах. Вот так семь лет и пробегала по полям.
Замуж Рипсимия Александровна вышла в 1949 году за мининского парня Александра Ивановича Лапшина.
– Механизатором он был всю жизнь. Пятерых детей с ним на ноги подняли. Вот этот дом сами построили. Ни у кого помощи не просили.
Руководство колхоза не могло не заметить в молодой женщине особую напористость и ответственность. В 1965 году возглавила Р.А.Лапшина комплексную колхозную бригаду. Отвечать стала за деятельность ферм и полеводческих звеньев.
– К этому времени Пастухову уже присоединили к Верхнебешкилю, и стал у нас общий колхоз «Памяти Кирова».
А знаете, какая большая наша бригада раньше была? На здешних фермах держали коров, овец, свиней. Кроме зерновых выращивали все овощи: морковь, свёклу, картофель, капусту. В Пастуховой было две пекарни, одна из них – кондитерская. Мельница своя действовала и общая баня. В четырёх классах начальной школы училось больше ста детей, – рассказывает Рипсимия Александровна и добавляет, что в тетрадке она сделала список бывших жителей деревни. – Пятьсот человек вспомнила и то, может, кого забыла. Да, трудились мои односельчане много и по-честному, растили детей, дорожили хлебом и дружбой, любили малую, тихую родину…
За свою многолетнюю работу заслужила женщина не только звания «Ветеран труда» и «Труженик тыла». В 1970 году в Исетком райисполкоме управляющей колхозной бригадой Р.А.Лапшиной была вручена Золотая медаль ВДНХ. А ровно через год – орден Трудового Красного Знамени.