Медиакарта
5:19 | 5 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Медвежья вечерка

Из окна вертолёта МИ-2 прекрасно видно, как весна постепенно вступает в свои права. Вначале пути (маршрута) от Увата до Демьянки на сопках хорошо просматриваются белые свечи берёз с вишнёвым обрамлением кроны и статные нежно-салатные стволы осин, стоящие ещё среди девственно-белого снега. Затем пошли болота с небольшими блюдечками проталин и с проступающими из подтаявшего снега моховыми кочками, пересечёнными чёткими линиями просек и лентами зимников (дорог). Время от времени за окном иллюминатора мелькали небольшие озерки, покрытые темноватым льдом, отделённые друг от друга гривками с хвойными и лиственными деревьями. Вскоре пошла зона леса с преобладанием хвойника и мелких, очень извилистых речушек, уже заполняющихся тёмно-коричневой болотной влагой, и впадающих в Демьянку. Река Демьянка - одна из пяти самых крупных по водоносности рек юга Тюменской области (после Иртыша, Тобола, Тавды и Туры) - названа в честь остяцкого князя Демьяна. Длина - 1159 км, площадь бассейна - 43,8 тысяч км2. Сверху видно, что на реке осенцы (осенний лёд) ещё расположены высоковато, и только начинают образовываться забереги. До Ярсино лететь, примерно, часа полтора.

Мы летим по приглашению Семёна Ивановича Ярсина к ханты в стойбище Ярсино на медвежью вечерку. В составе группы: оператор А. Емелёв, фотограф И. Лупашко, сотрудники районного музея «Легенды седого Иртыша» Л. Телегина и О. Бронникова.

Очень давно, когда люди не умели еще добывать огонь, жил медведь вместе с отцом за облаками и, видя оттуда землю, менявшую свой наряд с белого на зеленый, думал, что жизнь на земле интереснее, чем среди звезд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле, добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу над ним. Медведь не внял предупреждениям отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев-охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда. 

Медведь для северных кочевых народов не просто сильный и свирепый зверь. Это хозяин тайги, сосед, старший брат и охотник. Ненцы, ханты, манси почитают его издревле. В финно-угорских странах считается, что Медведь - Сын Бога-Торума, по одной из легенд из любопытства, спустившийся на Серединную Землю к людям. Люди, не узнав, случайно убили его и только потом поняли, что Он их Родственник, Брат, Друг. Поэтому к Медведю всегда относятся не как к зверю, а как к Сыну Божьему, почитают его, уважают, любят.

Охотники перед тем как убить зверя совершают особый ритуал, чтобы очистить и вернуть душу медведя небесному отцу.
В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры». Он приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. На Демьянке этот праздник называется медвежья вечерка.

Вторая форма праздника сохраняется на Демьянке и сейчас. Медвежью вечерку - поминки - ханты обязательно справляли раньше над каждым убитым медведем. Эти обряды и сейчас проводятся ими, но только в том случае, если «братец» не оказался «нечистым», то есть виновником гибели человека. Бесспорным доказательством виновности считается присутствие в желудке зверя клубка человеческих волос. Мясо нечистого медведя обыкновенно сжигается.

Если нет возможности справлять вечерку непосредственно после охоты, убитого медведя убирают в холодный амбар, где он и лежит до удобного случая. Семён Ярсин убил медведя в ноябре прошлого года, а мы прилетели к нему на праздник 13 апреля. С его слов, последняя медвежья вечерка справлялась, примерно лет 10 назад и проводил ее отец Семёна. Как правило, она справляется 4 дня по медведице и 5 дней по медведю. Для нас был подготовлен сокращенный вариант праздника.

В просторной избе Семёна собрались все участники праздника. Это жители Ярсино: жена Семёна Ивановича Елена и его теща Анастасия Семёновна, брат Павел с дочерью Зоей, сестра Мария, сестра Елены Прасковья с сыном Юрием.

В комнате очень холодно, так как открыто полностью окно, чтобы не было запаха. В простенке между окнами установлен «священный» стол, сделанный к этому важному событию, на котором лежит медвежья голова со шкурой, накрытая саком (халатом). На голове лежит шкура выдры и 3 яркие полоски из бисера, на носу - 4 полоски шириной от двух до восьми сантиметров. У носа расположена специальная деревянная планка. На глазах лежат монеты. Лапы украшены полосками бисера и бусами. Поверх шкуры уложены маленькие туесочки из бересты. Стол обрамлен двумя стенками (перегородками) из тонких реек. К одной из них прикреплена ветка кедра. Перед медведем установлен стол с угощением. На трех тарелках лежат хлеб, печенье, а около них стоит кружка с горячим чаем. Около стола на полу лежат пять реек, которые будут использоваться во время проведения вечерки. На кровати недалеко от стола лежит старинный национальный музыкальный инструмент наркас-юх.

Обряд начался ровно в 4 часа дня. Семён, одетый в ярко-зеленый сак, расшитый бисером, в чирки из тонкой, хорошо выделанной оленьей шкуры с узорами, окрашенными корой лиственницы в коричневый цвет, в рукавицы из оленьей шкуры с прорезью для рук, с берестяной маской на лице и с большой яркой шалью, накинутой на голову, начал будить хозяина тайги. (Медведь не должен видеть лицо и руки человека, иначе он будет мстить ему за свою смерть.) В течение 20 минут ведущий дергал за цепь с колокольчиком и пел песню, посвященную медведю. В ней он рассказывал хозяину леса о том, что уже солнце встало, птицы запели свои песни и люди проснулись, и что ему уже тоже пора вставать.

После окончания песни Семён с Павлом отодвинули стол с угощением от «священного» стола. Затем старший брат Семён снял украшения с головы зверя и взял в руки чашку с жиром и смочил им голову и расчесал ее специальным гребнем, а после этого убрал бисерные украшения с лап и проделал то же самое, а затем уложил всё обратно. Мужчины поцеловали медведя в голову, а старейшая женщина поцеловала нос и лапы зверя. Затем стол с едой поставили на место, вплотную к медведю.

Семён, облачившись в новый наряд, сменив шаль, продолжил представление. Его пение сопровождалось богатой мимикой и жестикуляцией, а сам поющий надевал особую берестяную маску и переодевался при исполнении каждого номера, меняя платки, шали, нырики, саки. Петь песни может всякий, кто имеет к этому способность, в том числе и женщины. Но в данном случае пели братья Ярсины Семён и Павел. Во время пения один из них по очереди отмечал число спетых песен, делая нарезки на длинной палке, медвежьем посохе, изготовленной для этой цели. Вечером хозяйка дома убрала утреннее угощение от виновника торжества и поставила на стол жареную рыбу, кедровые орешки, сушеное мясо и свежий хлеб. Последней была исполнена вечерняя песня. В ней пелось о том, что наступил вечер, засыпают звери и птицы и что пора на покой и ему, хозяину тайги. В первый день было исполнено братьями 26 песен. Они продолжались от 2-3 минут до 30-40 минут.

На следующий день обряд начался в 8.15. Снова была исполнена утренняя песня. Песни исполняются, как сказал Юрий Усанов, племянник Елены, на старом языке. Он, владея языком ханты, с трудом понимает содержание сценок и песен. Даже Семён Иванович не в состоянии был перевести некоторые исполненные им песни. Он помнит их с детства, те, которые исполняли его отец и дед. Раньше на празднике исполнялось от 300 до 500 песен. Семён говорит, что он помнит песен 50, а на самом деле исполнил вместе с братом 102 песни. В основном он очень артистично исполнял их сам. На медвежьей вечерке, по большей части, звучат песни и сказы сатирико-юмористического содержания, как правило, из охотничьей жизни. Осмеиваются хвастовство, неудачный промысел, несообразительность, то и дело изба оглашается дружным смехом. В одной из песен говорилось о том, как их деды перебрались с реки Юган на реку Демьянку и обосновались здесь.

Участникам предоставляется возможность импровизации, неожиданных сценок, острых шуток - они-то и придают ту злободневность, которая соединяет древние обряды с сегодняшней жизнью.

14 апреля был проведен сокращенный вариант праздника, т.е. трижды в течение дня будили и усыпляли медведя, что приравнивается к трем дням. В промежутках исполняли песни и разыгрывали сценки. Пятый день начался в 24 часа и продолжался до 8 часов 15 апреля. Снова представление началось с пробуждения медведя, а затем зазвучали песни и разыгрывались сценки. В 5 часов в комнату зашли три женщины, двое мужчин в саках и платках и подпрыгнули одновременно, и изобразили танец уток (соксунов). Потом Павел и Юрий начали сражаться четырьмя палками, показывая действие во время охоты. Затем на улице женщины начали изображать возню утят. После этого Павел, облачившись в вывернутую шубу, выступил в роли филина, а брат выступил в роли охотника, и разыграли сценку о птице, повторяющей слова охотника. Через несколько минут Павел уже изображал журавля. Он сбросил тарелки с едой, раздвинул рейки на перегородках, поклевал лапы, сбросил украшения и вытащил монеты из глаз медведя (животного). После этого журавль удалился.

Ведущий приводит медведя в порядок, смазывает лапы жиром и расчесывает голову. Вплотную пододвигается стол. Затем Семён принес 3 кушп (похожие на берестяные туески) и положил на шкуру зверя, а рядом сложил маски, сак. Семён принес большой пук сухой травы тимофеевки. Павел разложил траву дорожкой к «священному» столу и покрыл ее узкой длинной белой тканью, прикрепив одним концом к столу. Анастасия поцеловала морду и лапы у сына бога. Ведущий принес угли и стал окуривать медведя, сопровождая свои действия небольшой речью и ударами палок друг о друга.

Перед концом представления Ярсин Семён в течение часа исполнял «Прощальную песню», где поведал о том, что видел и слышал медведь на вечерке. В завершение обряда в комнате появляется ворона (в его же исполнении), откидывает сак и переворачивает голову. Присутствующие здесь «актеры» бросают в птицу палки и ворона улетает.

После того как обряд закончился, каждый из присутствующих пытался узнать, каким у него в этом году будет промысел. Для этого поднимают медвежью голову. Кто поднимет ее легко, у того и промысел будет хорошим, а кто с трудом - у того плохим. Как правило, убитого медведя делят на части, варят и едят, чем, рано или поздно, и заканчивается вечерка. Но в нашем случае этого не произошло, так как зверь был убит еще в прошлом году.

Из какой дали времен и стран пришел этот таежный карнавал? Может быть, он родствен белорусскому празднику «комоедицы», на котором крестьяне, нарядившись в вывернутые наизнанку шубы, исполняли ритуальный танец, подражающий движениям просыпающегося от зимней спячки медведя? Или весеннему медвежьему празднику древних греков «комедией» («комос» по-гречески - «медведь»), к которому, как считают, восходят и славянские «комоедицы», и современное название - «комедии»? А может быть, он уводит к древнейшим ритуалам, происходившим в священных «медвежьих» пещерах времен палеолита? Ведь культ медведя возник на заре человечества как культ возрождения всего живого, и вполне вероятно, что медвежьи ритуалы неандертальцев, схожие в деталях с культом медведя у сибирских народов,- это вообще первые праздники человека.

И пользуясь возможностью, хочу поблагодарить за замечательный праздник, устроенный для нас, в первую очередь С.И. Ярсина и всех жителей стойбища, а также замечательного, удивительно скромного человека, так много делающего для сохранения истории района, В.Ф. Слинкина, и летчика А.П. Носырева, так неравнодушного к прошлому и настоящему нашего края.


Фото О.В. Бронниковой

Автор: Л.А. Телегина