Медиакарта
1:46 | 18 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дорожники часов не наблюдают

«А почему бы не проверить на себе профессию дорожника?» – мелькнула у меня мысль, когда раздумывала над очередной темой журналистского проекта. Сказано-сделано. Позвонила руководству Маслянского ДРСУ. Мне не отказали и дали разрешение поработать на объектах дорожного хозяйства.

ТАМ, ГДЕ ВАРИТСЯ

АСФАЛЬТ

Начать решила с асфальтобетонного завода, откуда вереницей в разные стороны отправляются машины, гружённые горячим асфальтом. И прибыть туда нужно было ранним утром.

...Для меня встать в пять утра, скажу откровенно, весьма трудно. Я – чистая сова. Но в этот день поднялась быстро. Женское любопытство прогнало сон: «Как всё пройдёт? Что увижу интересного?». В предвкушении необычной командировки села в служебную машину. Солнце вовсю палило, и, казалось, что за окном уже начался рабочий день. Однако часы показывали 5.50.

…Возле диспетчерской ДРСУ было многолюдно. Водители,механики, мастера. Все готовы к трудовому процессу.

– Прибыли? Оперативно. Сейчас определимся, с каким КамАЗом поедете. А пока можете пройти на завод, – поприветствовал меня главный инженер В.Н.Мухин.

На заводе я уже не первый раз. И всё-таки интерес к производству с каждой поездкой возрастает.

Моим своеобразным гидом по территории стал С.В.Мартысюк. С ним прошли в самое «сердце» АБЗ. Поднялись по лестнице в небольшое помещение (это стало стартовым испытанием, так как очень боюсь высоты!).

– Вот здесь в компьютерной программе и запускается завод. По нескольким рецептам готовится разный асфальт. Видите, на территории лежит щебень. Его привозим из разных мест. Есть первоуральский, асбестовский. Тут находятся четыре фракции, куда погрузчик подвозит щебень. Он идёт по элеватору, попадает в сушильный барабан. Нагревается до ста восьмидесяти градусов. Далее по горячему элеватору поднимается вверх, там снова всё делится по фракциям, смешивается с битумом. А затем в скипе – такая своеобразная тележка – доставляется в большой накопитель. Уже из него горячий готовый асфальт загружается в машины, – рассказывает Сергей Васильевич.

Я глубоко вдыхаю терпкий запах асфальта. Наблюдаю за происходящим, постоянно щёлкаю фотоаппаратом, стараясь запечатлеть самое главное, интересное.

– Вы поедете на федеральную трассу? В сторону Абатска мы ведём строительство шести километров дороги Тюмень-Омск. Там многое увидите своими глазами, – задаёт вопрос С.В.Мартысюк.

– К сожалению, не располагаю таким большим объёмом свободного рабочего времени. А так бы с удовольствием тампобывала! Поэтому поеду на муниципальные объекты, в Сладково, – отвечаю я.

– Тогда минут через десять отправитесь, сейчас подойдёт машина, на которой Вы попутешествуете, – улыбается мой собеседник.

ЭХ, ПРОКАТИЛАСЬ

С ВЕТЕРКОМ!

…КамАЗы один за другим выстраивались в очередь за многотонной порцией асфальта. Оранжевая техника казалась ещё ярче под июньским жарким солнцем.

– С Михаилом Андреевичем Даниловым поедете. Вон его машина, – говорит С.В.Мартысюк и машет рукой водителю.

– Не против журналиста в качестве рабочей компании? – спрашиваю я.

– Да нет, – снисходительно пожимает плечами водитель-стажист.

Кое-как взбираюсь в кабину. Эх, с моим-то ростом тяжеловато! Усаживаюсь поудобнее. Микрофон, диктофон – наизготовку!

В кузов с шумом падает двенадцать тонн горячей асфальтовой массы. Самосвал вместе со мной отправляется в путь.

…Тяжеловоз довольно шуст-ро «бежит» по дороге. На спидометре 70 км/ч. «Минут за сорок доберёмся до райцентра», – размышляю про себя.

– Сколько лет за рулём? – начинаю я разговор с М.А.Даниловым.

– Общий трудовой стаж сорок четыре года. В Маслян-ском ДРСУ тружусь уже тридцать лет. Сначала был «ЗИЛ», а в 2006-ом сел за руль КамАЗа. Летом вожу щебень, асфальт. Зимой работаю на расчистке снега, щётку цепляю, – рассказывает Михаил Андреевич.

– Тяжелая у Вас работа? – интересуюсь.

– Иногда да. Особенно в жару трудно. Машина нагревается быстро. Мне уже до пенсии недалеко, так что скоро отдыхать буду, – смеётся мой собеседник.

…Я была права. Через сорок минут мы были уже в Сладкове. Сразу же отправились на объект – улица Гурьева. Там ремонтируются участок дороги и съезды к домам.

И В ЗНОЙ, И В СТУЖУ

На место оперативно прибыл мастер Н.Н.Мурашов. Я покинула КамАЗ и со стороны наблюдала, как из кузова сыплется чёрный асфальт. Тут же подъехал мини-погрузчик, захватил небольшую порцию и повёз к одному из домов. Бригада из шести человек, в оранжевой рабочей форме и с лопатами в руках, начала рассыпать горячую массу по утрамбованному щебню. Даже стоя на расстоянии, чувствовала высокую температуру. Да ещё всё происходило под палящим солнцем. Стрелка часов показывала 8.40, и небесное светило вовсю припекало. Однако дорожники, привыкшие к любым погодным условиям, ловко орудовали инструментом, перебрасываясь шутками. Казалось, они даже и не замечают знойных лучей. Работа есть работа.

– Подходит к концу ремонт этого участка улицы Гурьева. Сделали ещё в одном месте уширение, здесь будет остановочный комплекс. Также ведутся ремонтные работы на улице Степной. И заканчиваем делать тротуары по Ленина, – поясняет Н.Н.Мурашов.

– Заметила, что Вы надели перчатки…Собрались помогать? Думала, что мастер лишь руководит… – чуть растерянно говорю я.

– Мы можем выполнить любую работу, в том числе взять и лопату, – улыбается Николай Николаевич.

– Интересна работа дорожника? – снова спрашиваю.

– Конечно. С людьми ведь общаемся! Бывает, подойдут, хвалят, благодарят, что теперь их улица обновилась, пройти по ней приятно, – отвечает водитель погрузчика А.С.Филиппов.

…Снова загудела техника. Вновь замелькала оранжевая форма. И в зной, и в стужу дорожники на своём посту. Будь это сельская улица, или федеральная трасса, или дорога между деревнями. Трудятся с раннего утра и до позднего вечера. Без нормированного рабочего времени. Не поглядывая на часы. Потому что так надо. Проверено.

Фото автора

Автор: Автор текста Елена ДАНИЛЬЧЕНКО