Этот летний денёк, 22 июня, не отличался от предыдущих ничем – также беспощадно палило солнце, а в голове металась надоевшая фраза: «Ну, и жара!» Радовало только одно – предстоящая встреча с интересными и трудолюбивыми людьми, ведь мы держали путь в Капралихинское сельское поселение, где планировали побывать в нескольких семьях, ведущих солидное личное хозяйство.
И вот показалась центральная усадьба… А вот и нужный дом – Галины Петровны и Александра Альбертовича Киселёвых. Во дворе меня встретили собаки, которые беззлобно лаяли, но я всё же, немного струсив, приостановилась… Оглядевшись вокруг, осознала, что место-то знакомое… И в памяти тут же всплыла картина примерно пятилетней давности – улыбчивая женщина, колодец, огород, лошадь… А увидев хозяйку, поняла – да, я же уже была здесь и писала об этих людях! Главы семейства дома не оказалась, он вместе с младшим сыном отбыл в город Заводоуковск. Дело в том, что Ваня учится в агропромышленном техникуме и в этот день в составе военизированного класса участвует в мероприятии, посвящённом Дню памяти и скорби.
- А вы-то почему не поехали? – спрашиваю
- Скотинку-то ведь не бросишь, она ухода требует. У нас в хозяйстве шесть коров, три тёлочки, да и нонешних шесть голов молодняка, 20 овец, две лошади, куры... Встаём в пять утра - и за работу, а сегодня одной пришлось управляться – корм дала, подоила, в стадо выгнала, завтрак приготовила... Хорошо - пастух сейчас есть, а то прошлый год, вот под осень, приходилось всем, кто держит хозяйство в деревне, пасти попеременке.
- Вам кто-то помогает со стороны?
- Справляемся сами! Младшенький сын подсобляет в свободное от учёбы время, да и средний – Саша - хоть и болеет, но посильную помощь оказывает. Старший Юрий живёт отдельно, работает и тоже завёл своё хозяйство, только мясного направления. На покосе мы вместе – объединяем имеющуюся технику, и - вперёд!
- Доход со своего хозяйства имеете?
- Да. Летом молоко сдаём, а зимой скот, и откладываем деньги, распределяем… Ведь сына выучить надо - хотя Иван поступил на бюджетное место, но всё равно немало средств требуется. Планируем его ещё и в лесотехническом отучить - уж очень он лес любит. В город не рвётся, а специалисты и в родном крае всегда нужны.
Мы разговаривали с Галиной Петровной, а к нам то и дело выбегала из комнаты маленькая девочка – дочь старшего сына.
- Вы ещё и с внуками нянчитесь. Не устаёте?
- Устаю, конечно, но я уже привыкла так. День завершается ближе к полуночи, ведь ещё и огород – 10 соток под мелочью и столько же под картошкой.
Вот тут я вообще дар речи потеряла – это, в моём понятии, не огород, а огородище! Какой же надо обладать энергией, чтобы всё успевать! А ещё и во дворе кругом цветы, в доме порядок, на столе стряпня, сметана, творог, масло, сыр… И всё это своё – домашнее!
- Никакой хитрости в этом нет, - улыбается моя тёзка, - просто мы всё делаем вместе!
- А в колодце воды хватает на скота и полив?
- Конечно, поим и поливаем из своего колодца, а вот за питьевой водой ездим в центр села. Мечтаем накопить денег на скважину, но пока вот электрическое отопление сделали, пластиковые окна вставили, дом обшили...
- С утра до ночи вы в работе - не жалеете, что в деревне всю жизнь живёте?
- Нисколечко не жалею! А что в городе-то делать? Я вот не представляю себя без хозяйства - утром встанешь и в стайку, к своей скотинушке. Так и должно быть! Надо работать, а как иначе?! Мы и из дома-то надолго не отлучаемся - так, если на пару часов, и обратно. Если бы в деревне все держали хозяйство, то и пили бы меньше. Ведь без него-то ещё тяжелее – чем детей покормить, на что одеть? А тут тебе и мясо, и молоко, и деньги... Вот ведь у нас раньше и техники не было - совхоз скосит трактором, а мы на лошади гребём, копёшки и зароды ставим вручную.
…Если у вас, уважаемые читатели, сложилось впечатление, что Галина Петровна только и делает, что мечется между скотом и огородом, то вы глубоко заблуждаетесь. Она ещё и в хоре поёт, правда, сейчас пореже ходит на спевки, но мероприятия местного значения вместе с мужем обязательно посещает. Да и когда дети учились, они были не гостями, а постоянными участниками всех школьных событий. А ещё с 2010 года работает страховым агентом - небольшая, но всё же прибавка в семейный бюджет.
Наша беседа была лёгкой, какой-то по-особенному доброй. Я поговорила только с хозяйкой, а впечатление создалось, что пообщалась со всеми Киселёвыми. Да-а-а, в очередной раз понимаю: СЕМЬЯ – не просто слово! Семь Я – это коллектив, пусть маленький, но коллектив. А положительный пример дружных и трудолюбивых родителей многое значит.
Распрощавшись с гостеприимной хозяйкой, я отправилась ещё к другим жителям Капралихи, которых посоветовала глава сельского поселения Т.Е. Тасбаева. Но… здесь мне вежливо отказали: «А что про нас писать-то? Что тут такого особенного? Работаем, как все, и как все - держим хозяйство». И я на них не в обиде: это выбор человека – говорить о себе или скромно умолчать.
День напоминаний о подвиге и доблести отцов
Дорога к дому следующего запланированного собеседника пролегла рядом с памятником павшим в Великой Отечественной войне героям, и мы обратили внимание на скопление народа. Взрослые жители и дети из школьного лагеря дневного пребывания пришли на митинг, посвящённый Дню памяти и скорби, который проводили местные культработники.
Ведущая перенесла мысли присутствующих в то далёкое и страшное время… С каждым словом, вместе со скорбью вонзающейся в сердце, росла и расцветала гордость за свой народ, одержавший Великую Победу! Присутствующие почтили Минутой молчания память воинов-земляков и возложили к подножию обелиска цветы и венки. Сколько уже было на моей памяти подобных мероприятий, а всякий раз - до слёз…
Митинг завершился, и я поспешила поговорить с ребятнёй.
- Посещаем площадку с 1 июня, - сказала Даша Пыжова. - Наш отряд называется «Тимуровцы», и мы помогаем стареньким людям – мусор собираем, дрова складываем… Нам нравится и работать, и отдыхать! Конечно, утром приходится рано вставать и не всегда хочется, но сон улетучивается, как только переступаем порог школы, где рисуем, играем, поём… В общем - веселимся!
Все ребята в красных галстуках и даже повязаны они, как пионерские. Мальчишки и девчонки с готовностью и со знанием дела рассказали мне об этом символе советской пионерии. Приятно было слушать юных капралихинцев, и не скрою - даже загордилась ими и их наставниками. Что и говорить – молодцы! Не только историю хранят и изучают, но и добрые дела вершат.
- Сегодня, в День памяти и скорби, у нас после завтрака состоялся митинг, после которого пришли сюда, чтобы возложить цветы к обелиску, - сообщила начальник лагеря дневного пребывания С.Л. Бабинцева.
Светлана Леонидовна рассказала о том, что мальчики и девочки с удовольствием посещают площадку, где созданы все условия для их комфортного пребывания.
«Хозяйство держим для себя»
Набравшись от детей позитивных эмоций, отправилась к Сергею Леонидовичу Моторину. У ворот встретила девчушка лет девяти и маленький мальчик, сказав, что папа «где-то у трактора». И правда - недалеко стояла полуразобраная техника, но хозяина поблизости не наблюдалось. Оказывается - был у своей мамы, что живёт через стенку. К сожалению, и он неохотно шёл на контакт, а фотографироваться и вовсе наотрез отказался. Но - слово за слово, и мужчина немного разговорился, да и дочь уж очень настаивала: «Папа! Ну, давай! Папа!». Не выдержала Алёнка и сама начала рапортовать: «У нас шесть коров, шесть телят, курочки есть и собака Тайга. Мы вместе с братиком Сёмой помогаем маме с папой».
- Коровы сейчас пасутся, а молодняк дома, - вступил в беседу отец. - Хозяйство держим для себя - детей-то поднимать надо, их ведь у нас четверо.
- Самая старшая сестра живёт в Тюмени, - перебила Алёна, - у неё есть доченька Карина.
Оказывается мой несловоохотливый собеседник уже и дедушка!
- Сын Владик недавно вернулся со службы, - с улыбкой продолжил мужчина. - До призыва в ряды Вооружённых Сил России учился в Заводоуковском агропромышленном техникуме, сейчас пока ещё отдыхает, определяется.
Вот и всё, что мне удалось узнать у Сергея Леонидовича, скромного сельского труженика. А вот Алёнка и Сёма всё же согласились попозировать для фото.
Вот такие люди живут на капралихинской земле… Они не жалуются, а просто учатся и трудятся на благо своей семьи и родного края. Для рабочих рук и в сельской глубинке дело всегда найдётся.