Среди наших земляков много таких, которые оставили заметный след в жизни своего села и внесли свой вклад в развитие страны. Михаил Иванович Поздняков
(на снимке) – лётчик-испытатель, Герой России, родом из д. Еловки. С 2001 года проживает он в г. Волгограде, но и родные места не забывает. В очередной раз земляк посетил наш район в июне этого года, – 27-го выпуску класса, в котором он обучался, исполнилось 50 лет, и, по старой доброй традиции, бывшие одноклассники вновь собрались вместе. Перед этим днём встретились с Михаилом Ивановичем и мы.
О том, что, повзрослев, станет героем своей страны, Михаил Иванович и не мечтал, а вот техникой начал интересоваться ещё в детские годы.
-- Михаил Иванович, с чего началась Ваша любовь к авиации?
-- Когда я учился во 2 классе, в Еловку прилетел самолёт АН – 2, и сел на поле. Все дети сбежались его смотреть, было интересно. С этого момента я и заинтересовался авиацией. Стал читать книги про лётчиков. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, я учился в 8 классе. Тогда и решил, что поступлю в то же училище, где учился Гагарин. В Оренбургском училище учился 4 года. После его окончания меня оставили лётчиком-инструктором. Так прошли ещё 5,5 лет.
-- Как получилось, что Вы стали лётчиком-испытателем?
-- Я был переведён в центр подготовки лётчиков-испытателей в г. Ахтубинск. А случилось это так: однажды на территорию прилетел лётчик, модно одетый, в кожаных штанах и кожаной куртке, и говорит нам: «Вам перенесут полёты на 1 час, потому что я буду летать». Оказалось, что это подполковник, лётчик-испытатель 8 государственного научно-испытательного института военно-воздушных сил им. В. Чкалова. Меня это заинтересовало. В итоге мы с товарищем написали рапорты и приехали в г. Ахтубинск. Изучали инструкцию к новым типам самолётов, на которых придётся летать, сдали зачёты. Вообще я мечтал стать космонавтом, но… Лётно-испытательная деятельность так увлекла меня, что всю жизнь я посвятил ей.
-- За долгие годы работы наверняка с Вами приключались разные истории. Расскажите о каком-нибудь случае.
-- В 1980 году экипажем из четырёх человек испытывали новый самолёт. Неожиданно самолёт вошёл в штопор, все наши попытки вывести из него машину не удались. Пришлось катапультироваться. Люди не пострадали. Видимо, при подготовке к полёту или при его выполнении была допущена ошибка.
-- И последний вопрос: казалась ли Вам сложной Ваша деятельность?
-- Конечно, испытательные полёты не бывают одинаковыми. В любой профессии есть доля риска, и трудности, с которыми справляешься. Всегда готовился к полётам совместно с инженерами-испытателями. Когда ситуация могла быть сложной, отрабатывали полёты на специальном пилотажном стенде в г. Москве в конструкторском бюро. Как говорили у нас: «Ежели лётчик идёт в полёт, как на подвиг, значит, он к полёту не готов». Поэтому всегда принимал решение: усложнить полётные задачи, или наоборот упростить, чтобы не допустить аварийных ситуаций.
Бороздил небо наш земляк на различных типах самолётов 31 год. За долгое время работы испытал более 40 видов боевых самолётов: от лёгких истребителей до тяжёлых бомбардировщиков. За вклад в развитие отечественной авиации в марте 1998 года из рук Президента Михаил Поздняков получил Золотую Звезду Героя России.
Фото А. СТОРОЖУКА