А поможет нам в этом председатель градостроительной политики администрации города Алексей Ермоленко.
– Алексей Александрович, известно, что издавна города застраивались не просто так, а по планам. Их можно сравнивать с современным генеральным планом развития Тобольска?
– Да, ведь цели разработчики этих планов преследуют общие. И в древности Тобольск застраивался по специальным планам, и в недавнем прошлом.
Первый современный генплан был разработан в 1971 году. В связи со строительством НХК и новым этапом развития города в 1989 году был объявлен конкурс на разработку нового генерального плана. Его разработал Московский институт ЦНИИ-градопроект. В 1995 году уже Санкт-Петербургский проектный институт внёс свою лепту в генплан Тобольска и наконец в 2002 году администрация города выделила необходимые средства на доработку генплана. В 2004 году он был утверждён.
– По мнению архитекторов, хаотичное развитие города недопустимо в первую очередь потому, что это грозит экономическими, социальными и, конечно же, экологическими потерями. Всё ли предусматривает новый генплан Тобольска?
– Этот документ предусматривает стратегию развития территорий со всеми необходимыми инфраструктурами: инженерной, транспортной и т.д. Определяет места под многоэтажную и индивидуальную застройку, под размещение промышленных объектов, указывает на основные мероприятия по охране зелёных зон, памятников истории и культуры.
И здесь важно понимать, что на вопросы частного характера – снесут ли мой дом, что построят на ближайшей улице – генплан ответов не даёт. Он указывает на функциональное назначение территорий. К примеру, в своё время генплан и определил промышленную зону (БСИ). И дальнейшая стадия проектирования идёт, как раз опираясь на этот главный градостроительный документ. И ещё один момент – наш генплан входит в состав схемы территории планирования Тюменской области.
– На очередных публичных слушаниях, которые состоятся 21 июля, будет заслушиваться вопрос «О проекте внесения изменений в Генеральный план городского округа». С чем связана необходимость изменения генплана?
– Сразу хочу подчеркнуть, что мы не генплан разрабатываем, а только вносим изменения. Всё течёт, всё меняется, поэтому приходится и в генплане назначение одной зоны менять на другое.
В частности, это коснулось района кольца ПАТП (улица 5-я Северная). Эта зона общественно-деловой застройки, но здесь пока стоят старые частные дома. В долгосрочной перспективе (это, может быть, через 10-15 лет) за счёт сноса ветхих домов, здесь предусмотрена связующая магистраль между улицами Ремезова и Знаменского, а вдоль магистрали, соответственно, гармонично впишутся многоэтажные дома.
Второе изменение относится к полигону ТБО в районе ЗКСМ. После большой работы нам таки удалось перевести этот участок в промышленную зону, что позволит со временем рядом с ТБО построить мусороперерабатывающий завод.
Предлагаем мы внести изменение по расположению конно-спортивного комплекса в районе Алемасова (это общественно-деловая зона).
– Коснутся ли изменения подгорной части Тобольска?
– Я сейчас выскажу мысли, которые многим могут не понравиться… Необходимости в дальнейшем строительстве в этой части города я не вижу. Здесь любое изменение вступает в противоречие с законом: с одной стороны надо возрождать, с другой – невозможно, из-за того что здесь на каждом шагу ограничения – охранная зона. Я считаю, инвесторы могут прийти сюда только в том случае, если мы отстоим возможность строительства трёхэтажных домов (по закону допустима максимальная этажность всего два).
Общественность требует (и многие депутаты вторят ей), что подгорную часть надо возрождать, воссоздать такой, какой она была. А была она не очень-то привлекательной: это грязь, это старые деревянные дома, дровяные сараи, амбары.
Вот, на улице Мира сохранились останки женской приходской школы. Кто её будет возрождать? Постепенно разваливается здание бывшего магазина «Детский мир». Пришли ко мне люди с идеей построить салон красоты. Я им говорю: «Зачем строить, возьмите и вдохните вторую жизнь в здание магазина». Но нет, не хотят. И я их понимаю, это очень затратно.
Ведь туризм – это не только музеи, но и сбалансированный бизнес, который должен учитывать потребности людей. И тех, кто здесь живёт, и тех, кто приезжает посмотреть на достопримечательности. И нужна чёткая и ясная градостроительная стратегия, ведь решить эти комплексные перспективные задачи весьма сложно. О том, как можно гармонично соединить историческое наследие и новостройки, давайте побеседуем отдельно.
– Обязательно поговорим – тема волнует многих… А вот поясните, ведь раньше не было публичных слушаний?
– Сейчас есть. Так положено по новому Градостроительному кодексу. И мы эту процедуру неукоснительно выполняем.
– Мы не затронули ещё один момент – не совершили путешествие в будущее Тобольска.
– Население города растёт, и жильё возводится довольно быстрыми темпами. По сравнению с 70-ми годами прошлого века площадь города увеличилась в десятки раз. Осваиваются новые территории.
Есть концепция развития Паниного бугра – зоны производственной и малоэтажной застройки. Вторая территория, которая будет освоена в ближайшие пять лет, – зона центра. Вырастут высотки в 15 микрорайоне, в зоне вузов. Под индивидуальную застройку отводятся территории в районе Алемасова и бывшего дома отдыха. В промышленной зоне в районе речного порта появится логистический центр. В этом заинтересована компания СИБУР.