Медиакарта
3:14 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Художник святого сердца

Художники святого сердца – так в начале XX века называл сторонников «наивного примитивизма» известный художественный критик Вильгельм Уде. Пабло Пикассо, Анри Руссо, Бабушка Мозес – эти имена навсегда вошли в историю искусства. Наша сибирская глубинка может гордиться своим самородком, художником святого сердца – Владимиром Чугуновым.

Простой маляр, работник стройки родом из Утяшево, однажды взял в руки краски и масляный холст. А 35 лет спустя родилась его персональная коллекция, насчитыва-ющая около ста картин. «Мне шел восьмой год, в первый класс пошел. С букваря чернилами перерисовал портрет Пушкина. Показал его девочке, а она сказала, что расскажет учительнице, что букварь испортил. Я был маленький, испугался, что меня посадят за это, и забросил рисовать», – смеясь, вспоминает Владимир Ильич.

Перед тем как найти себя в художестве, были попытки стать и поэтом, и скульптором, любым возможным способом реализовать творческие порывы. Написал пару стихов о Ленине, но так и не пристроив их никуда, сжег в печи. Вылепил бюст Ленина, но Союз художников Тюменской области высмеял любителя. Третья же попытка оказалась удачной: Владимир Чугунов взялся за кисть. Девять лет спустя организовал первую выставку своих работ. К счастью, его картины увидел столичный искусствовед и был восхищен. Четыре работы отправились в Москву. Пейзаж простого сельского быта «Родня», в духе Бабушки Мозес, опубликовали в журнале «Советский художник».

Владимир Чугунов оказался очень «плодовитым» художником. За последние десять лет организовал еще две персональные выставки, на которых количество картин превысило добрую сотню.

Именно на второй выставке молоденькой Александре Ефимовой, которая только начинала подрабатывать в Тюменском музее изобразительных искусств, посчастливилось познакомиться с художником. Знакомство вылилось не только в тесное плодотворное сотрудничество, но и в добрую дружбу. «Я рада, что встретила Владимира Ильича именно в тот период, когда он фонтанировал идеями. Во многом он копирует стиль известных художников, но для него это дань уважения им. Примитивизм всегда питал художников, если нечего сказать, творец обращается к своим корням. Именно поэтому в работах Чугунова и других сторонников «наивного примитивизма» так много тем родины, семьи и детства. Они пишут о настоящих ценностях», – рассказывает теперь уже заведующая отделом народного искусства Александра Владимировна.

На третьем этаже музея изобразительных искусств можно увидеть работы Владимира Чугунова, посвященные 70-летию Победы. В конце коридора в полный рост висит картина – безымянная женщина с хлебом в руках стоит в ржаном поле. Но если присмотреться, то можно заметить ее прямое сходство с искусствоведом и добрым другом художника Александрой Ефимовой. Там же можно увидеть и картину «Родня», которая покорила страницы художественного журнала, а также еще пару милых и добрых работ. К 85-летию художника музей планирует организовать выставку его персональных работ. Сам же мастер мечтает подарить свои картины тому, кто по достоинству их оценит.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru