Программа рабочей поездки главы администрации Тобольска Владимира Мазура в Сумкино включала посещение трёх объектов – предприятий ООО «Транспортно-судоходная компания», ООО «Судоремонт Сумкино» и готовящегося к пуску в эксплуатацию многоквартирного жилого дома от застройщика ООО «СтройСервис-Инвест».
«Карбышев» в затоне
Мощный слой вековой пыли давно скрыл от глаз богатейшее село, что располагалось в девятнадцатом веке здесь, на берегу Саусканского залива. И Сумкино, и ремонтно-эксплуатационную базу флота, благодаря которой появился посёлок, могла ожидать такая же участь. По крайней мере, девяностые годы подобное пророчили. В восьмидесятых годах, на пике своего экономического развития, на базе флота, ныне ООО «Судоремонт Сумкино», трудилось (получая хорошую зарплату) около трёх тысяч человек, предприятие давало жизнь всему посёлку, решало социально значимые вопросы. Затем – почти разруха. Сегодня пусть медленно, но верно ремонтный завод, собственность Обь-Иртышского пароходства, встаёт на ноги.
– Занимаемся судоремонтом, ежегодно восстанавливаем две-три единицы флота, – рассказывает исполнительный директор ООО «Судоремонт Сумкино» Георгий Ткачук. – Конечно, цеха уже требуют ремонта, оборудование – обновления.
Директор вспоминает, что кое-какие станки трудятся ещё с семидесятых годов прошлого века, когда он сам пришёл работать на базу. Глава администрации города напомнил о программах государственной поддержки предпринимательства, которые успешно действуют в Тюменской области, о разнообразных их формах, предложил участвовать в них.
В затоне завода много судов, которые профессионалы относят к «стоечному флоту». Внимание главы привлекает стайка «Ракет» и «Метеоров», что притулилась рядом с массивными баржами.
– Стоечный флот не востребован, в полуразобранном состоянии, – поясняет директор.
– А собрать что-то можно? – интересуется Владимир Мазур.
– Можно два хороших «Метеора», заменив двигатели, собрать. У нас их девять, ещё три «Зари». Как раз годны для мелководных речек, осадка всего 40 сантиметров.
А вот поодаль ещё небольшой пассажирский двухпалубник «Комета», который тоже вызывает интерес главы.
– Он рабочий, лишь главный двигатель надо подремонтировать, да сделать косметику. Внутри хорошая отделка, каюты мест на шестьдесят.
Кульминацией стал момент, когда взгляд гостей среди массы замерших в затоне судов углядел ещё один теплоход на приколе – большой, явно пассажирский.
– Это «Генерал Карбышев»…
Старожилы Тобольска помнят, как величаво и грациозно под марш «Прощание славянки» белоснежный «Генерал Карбышев», заполненный до отказа пассажирами, пришвартовывался к пристани. Отстояв положенное время, набрав полные палубы новых путешественников, также неторопно отчаливал от причала. Рейсы «Омск – Салехард» были регулярными и востребованными, порой и билет бывало трудно достать.
Именно о возрождении и развитии пассажирских перевозок, прогулочных, туристических, пусть не таких дальних, думал Владимир Мазур. Потому и выспрашивал, просил директора подготовить предложения, высказал пожелание встретиться с руководством пароходства.
Эту же тему не преминул поднять и в разговоре с руководителем другого предприятия – ООО «Транспортно-судоходная компания» Геннадием Коскиным.
Ориентир –
на ЗапСиб
Он встретил нас на самом берегу Саусканского залива, на бетонной полосе новой причальной стенки.
– Готовим место приёмки груза для «ЗапСиба», – поясняет Геннадий Коскин. – Сюда будут приходить колонны длиной семьдесят два метра, девять метров в диаметре, весом 450 тонн. Будем перегружать и доставлять на строительную площадку СИБУРа.
Предприятие имеет пять единиц самоходного флота, два плавкрана, четыре единицы – несамоходного, два сухогруза, занимается погрузочно-разгрузочными работами, обеспечивая предприятия города и севера области строительными материалами, песком.
Уже несколько лет подряд предприятие пользуется услугами фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, которое в начале навигации субсидирует небольшие ссуды на приобретение топлива и иные расходы.
Обнаружился здесь и пассажирский транспорт – Т-35, маленький речной трамвайчик. Похожие в прежние годы неустанно курсировали между городом и Левобережьем, переправляя пассажиров, да в бытность действующего аэропорта ходили до Медянок.
– Мы его подняли, сушим, надо днище заменить, сделать ремонт. 60 человек возьмёт на борт, – поясняет директор, предваряя вопрос главы о пассажирских перевозках.
И здесь Владимир Мазур заручился поддержкой – объединить усилия по возрождению такого нужного транспорта для водных прогулок как горожанам, так и гостям города.
Курсивом –
о кадрах
Геннадий Коскин на вопрос главы о проблемах предприятия посетовал, что не хватает сегодня специалистов.
– Нужны капитаны-механики, рулевые-мотористы. Раньше сумкинское училище готовило сварщиков-котельщиков, судовых поваров, теперь – нет. На практику взяли одного человека из Новосибирского института, пятерых – из Тюменского колледжа водного транспорта…
Станислав Поляков, директор многопрофильного техникума, пояснил, что учебное заведение сегодня, получив задание, тоже ориентировано на потребности в рабочих специальностях СИБУРа, готовит специалистов несколько иного профиля. А Тюменский колледж водного транспорта вполне обеспечивает область специалистами.
Сумкинская высотка
Её видно издалека. Ещё с автотрассы 149-квартирная девятиэтажка розового цвета выделяется среди старых серых домов.
– За последние 29 лет это первая новостройка, – с довольной улыбкой поясняет руководитель администрации посёлка Сумкино Борис Лютов. – Благодаря городской администрации и правительству области теперь более ста семей сумкинцев улучшат свои жилищные условия.
О делах на площадке рассказывает заместитель генерального директора по капитальному строительству ООО «Стройсервис-Инвест» Александр Чванов:
– 10 августа, если позволит погода, должны сдать благоустройство территории. По внутренним делам: готовность отделочных работ – на 80 процентов, заканчивается установка входных в соответствии с техническим заданием, металлических дверей, устанавливаются санфаянс и электрооборудование. По муниципальному заданию 43 квартиры должны быть готовы к 7 августа, остальные – к 10-12 августа.
Экскурсия в почти готовую трёхкомнатную квартиру, где строители уже оплинтусовывали новенький линолеум, доставила несколько приятных минут. Порадовались за новосёлов, которые вскоре сюда въедут.
Радует оптимизм
Это глава отметил сразу.
– Руководители предприятий видят пути своего роста, понимают, что за рекой – будущее. Ведь водный транспорт дешевле любого другого. Особенно автомобильного, который имеет большие проблемы и по перегрузке, и по быстрой изнашиваемости дорог из-за большого количества большегрузной техники на них. Заместить лучше всего водным транспортом. И мы увидели, что для этого делается большая работа. 86 единиц флота работают в навигацию на одном предприятии, 16 единиц – на другом. Это говорит о том, что за развитием речной логистики – будущее, люди видят перспективу.
Конечно, проблемы инвестирования предприятий – задача собственников. Но программы господдержки предпринимательства работают в нашей области. Мы готовы участвовать в дополнительных инвестициях для импортозамещения, для модернизации производств, открытия новых рабочих мест. В рамках же развития пассажирского транспорта, который необходим городу, думаю, тоже удастся найти взаимопонимание: либо совместное инвестирование, либо разделение функций, мы занимаемся наполнением пассажиропотока этих маршрутов. Здесь перспектива видна, тоже надо работать для поднятия имиджа города, для создания новых рабочих мест, привлечения туристического потока, увеличения налогооблагаемой базы.
В рамках реализации проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, совместив их с экономическим ростом на водном транспорте, был построен и этот дом. Хорошего качества, люди ждут переселения, в ближайшие дни вручим ключи от новых квартир…
Этими словами завершилась рабочая поездка в Сумкино главы администрации Тобольска Владимира Мазура. Хорошие слова. Новые квартиры – это всегда здорово.