Древнейшая редакция сказания об иконе 1641 года
Абалакский образ Богородицы был самым популярным в Урало-Сибирском регионе начиная с середины XVII века. Но и сегодня не утихает интерес к поискам местонахождения святыни, утраченной в годы гражданской войны.
История образа берет свое начало в XVII веке, когда образ Знамения Божией Матери прославился как благодатный источник чудотворений и стал главной святыней Тобольской епархии. Абалакская икона написана с новгородского прообраза – известной иконы XII века «Знамение», однако изображаемые на полях иконы предстоящие святые отличаются (святитель Николай и преподобная Мария Египетская).
В свое время протоиерей Александр Сулоцкий в очерке «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» (1864 г.) зафиксировал: «Доска подлинной Абалакской иконы имеет длины пять четвертей, а ширины – аршин и вершок». Это свидетельство – отправная точка поиска утраченного оригинала, а его списки часто имеют иные размеры. До 1856 г. на иконе была золотая риза (складывавшаяся при наложении ее на икону из нескольких отдельных частей), убрус при ней был жемчужный с разными драгоценными камнями, как и на ризе.
Древнейшая редакция сказания об иконе написана в 1641 году, ее подлинник хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве.
Предположительно автором был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской летописи.
Первые данные об исцелении связаны с именем парализованного крестьянина Евфимия Коки, когда он пообещал найти иконописца, который сможет написать такой образ.
В число ранних входит случай о прозрении девицы Анны во время крестного хода в деревне Шанталык.
Икона стала известна жителям Урала, Сибири и даже европейской части России. Сегодня сохранились списки иконы в фондах Третьяковской галереи, частных коллекциях. К сожалению, неизвестно, где находится оригинал иконы. Исследователь из Ишима Геннадий Крамор в 2012 году опроверг версию о местонахождении оригинала в Австралии. Икона, находящаяся в г. Кабраматте, написана значительно позднее, скорее всего в конце XIX века, масляными красками. Предположительно, этот список пришел в Австралию из Успенского кафедрального собора Омской епархии, заложенного в июле 1891 года будущим императором Николаем II, где хранился с 1898 по 1919 год.
Следы иконы утрачены в вихрях гражданской войны, имеющиеся сведения порой недостаточны или противоречивы, однако постепенно в процессе работы иногда появляются «зацепки». Примечательна обнаруженная в фондах Тюменского краеведческого музея фотография (сепия), сделанная Василием Туленковым в конце XIX века в Тобольске. На фото предположительно оригинал той самой иконы. Аналогичная фотография представлена в исследовании Николая Павлова из Кургана. По мнению тюменского историка Валерия Чупина, на снимке – обновленный в конце XIX века образ чудотворной иконы 1637 года, утраченной в 1919 году. Возможно также, что на снимке один из списков с первообраза, также считавшийся чудотворным.
Оригинал материала на сайте tumentoday.ru