Медиакарта
23:23 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Место, где сердце и надежды»

В Ялте находится один из самых необычных музеев Крыма – «Белая дача» Антона Чехова

В нагорной части Ялты стоит двухэтажный дом с мезонином, который магнитом притягивает туристов. На «Белой даче» – так местные жители прозвали это здание за белые стены – последние четыре года жизни, с 1899-го по 1904-й, провел писатель Антон Чехов. Именно здесь им написаны «Дама с собачкой», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Мое знакомство с «Белой дачей» – домом-музеем писателя Антона Чехова в Ялте – началось не очень удачно. В тот сентябрьский день 2012 года, когда я туда пришел, здание закрыли на реконструкцию. Побродив по парку и сделав несколько фотографий, я вынужден был уйти.

Через пару лет в Тюмени оказались участники экспедиции, ехавшие по маршруту Чехова на Сахалин. На пресс-конференции я побеседовал с женщиной, которая оказалась бывшим директором дома-музея Антона Чехова в Ялте. Услышав мою историю, она пообещала обязательно провести экскурсию по музею «Белая дача». С тех пор мы переписываемся, и я получаю материалы о даче, в которой Антон Павлович провел последние годы жизни. Теперь хорошо знаю историю этого дома и надеюсь, что когда-нибудь снова там побываю.

История «Белой дачи»

В сентябре 1898 года Антон Чехов приехал в Ялту, чтобы поработать и поправить здоровье, однако вскоре решил поселиться здесь насовсем. В конце октября Антон Павлович приобрел небольшой участок земли на окраине Ялты, в деревне Аутка, и приступил к строительству дома по проекту молодого архитектора Льва Шаповалова. 9 сентября 1899 года к писателю в Ялту приехали мама Евгения Яковлевна и сестра Мария Павловна, и все трое поселились в новом доме.

По свидетельству Куприна, «Белая дача» была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой и открытой террасой, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, – она походила бы на здание в стиле модерн, если бы в ее плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус.

В доме – девять комнат. Кабинет и спальня Антона Павловича, комната матери писателя расположены на втором этаже.

Здесь же гостиная и столовая. Комната Марии Павловны находилась в мезонине. В цокольном этаже – комнаты для гостей, родственников. Во флигеле – кухня, помещение для садовника, кухарки. Позже, в 1912 году, к комнате матери была пристроена веранда.

После смерти Чехова в июле 1904 года по его завещанию пожизненное владение ялтинской дачей, а также деньги и доход с драматических произведений перешли в пользование его сестре Марии Павловне. Дом Чехова в Ялте открыли для посещения в первый же год после смерти писателя. 21 апреля 1919 года дача объявлена национальным достоянием.

Хранилище исторических реликвий

«Белая дача» в Ялте – крупнейшее музейное хранилище: здесь собрано более 16 600 предметов основного фонда и 7 300 единиц научно-вспомогательных материалов. Мемориальное собрание включает личный фонд писателя и реликвии его родных – сестры Марии Чеховой, жены Ольги Книппер-Чеховой, матери Евгении Яковлевны, братьев и племянников, а также коллекции, собранные с 1904 по 1999 годы.

На фотографиях, хранимых в музее, запечатлен облик писателя в разные периоды жизни. Разнообразны автографы: тут и адресная книжка, и письма-открытки, надписи на книгах и фотографиях, заполненные корешки в квитанционных книжках Ялтинского благотворительного общества, опись мелиховской библиотеки на 787 листах. Среди многочисленных чеховских автографов имеется даже надпись на морской гальке: «Сей камень, свалившийся с моего сердца, принадлежит Анастасии Вуколовне Лавровой. 99.14/III. Антон Чехов».

До 2008 года Сбербанк России сделал ремонт здания «Белой дачи» Чехова, дома в Ялте, где жил писатель. Сотрудники музея поддерживают в хорошем состоянии второе здание, чеховский флигель, а также мемориальный сад, в котором до сих пор живы десятки растений, высаженных руками самого Антона Павловича. Тот ремонт, который начинался в мой приезд, проводился на средства, выделенные драматургами Томом Стоппардом и Майклом Фрейном, а также актером Рэйфом Файнсом.

– Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и овеяны подлинной народной любовью, – писал Константин Паустовский. – Это дом Чехова в Ялте, дом Льва Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в Святых Горах и могила Лермонтова в Тарханах. В этих местах наше сердце, наши надежды: в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru