Медиакарта
14:18 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Годы, опалённые войной

Участник Великой Отечественной войны Климент Дмитриевич Демченко родился в 1899 году. До войны успел жениться, сосватал себе в жёны Анастасию из большой семьи Скаредновых.

Как рассказала его внучка, Галина Ивановна Дьяченко, характером дед был строг, но его добросердечная супруга умела поддержать лад в семье. До Великой Отечественной войны у них родились шестеро детей. Жили хорошо. Супруга хозяйничала, содержала подворье. Сам Климент Дмитриевич трудился в колхозе, брался за любую работу. В марте 1939 года его забрали в армию, он попал на Финскую войну. Там получил ранение и был отправлен домой. Только залечил рану, поработал в колхозе, как началась Великая Отечественная война. В начале 1942 года он воевал на Ленинградском направлении.

Климент Дмитриевич был трижды ранен в тех боях. Последнее ранение он получил в голову в 1944 году. Когда освободили город–герой, его отправили домой. Здесь фронтовик узнал, что его старший сын погиб, сражаясь за Родину...

Война никого не щадила. Женщины в тылу тоже выживали с большими трудностями.

Анна Демченко была единственной дочерью в семье Климента Дмитриевича. Когда его забрали на фронт, оставалась в доме за старшую. Помогала матери, нянчилась с четырьмя младшими братьями. Её мать работала дояркой, а Анна – учётчиком в бригаде. Потом Аню отправили учиться на курсы медсестёр от военкомата, но на фронт её не взяли – не прошла по росту, всего сто сорок сантиметров. Тогда её отправили в трудармию на военный завод в Омск. Хрупкой девушке приходилось работать наравне с мужчинами, носить тяжести. Только один ящик со снарядами весил около пятидесяти килограммов, а сама она – тридцать два. От усталости ныли все суставы. Анна решила самостоятельно перейти в другой цех. А через полгода пришли люди и забрали её. Осудили за то, что самовольно перешла. Ей было всего шестнадцать лет, с виду вовсе принимали за двенадцатилетнего подростка.

В нашем районе известен другой подобный случай. В войну Зое Маленковой было четырнадцать лет, и бригадир заставлял ухаживать её за стадом коров. Она побоялась большой ответственности и отказалась. Тогда бригадир посадил её на телегу и привёз в суд в Голышманово. Напуганная девочка вцепилась в телегу так сильно, что пальцы посинели. Бригадир не смог завести её в здание суда, и судья сама вышла на улицу посмотреть на «преступницу». Предстала перед ней худая маленькая девчонка. Она не стала её судить, а велела бригадиру накормить и в школу отправить.

Анне Климентьевне такой судья не встретился. Её осудили на пять лет и отправили в колонию на Дальний Восток. Сколько пришлось пережить за эти годы, она не говорила никому, всё переносила молча. Но эта боль переполняла её сердце, ей хотелось «излить» невыносимую тяжесть, и она написала обо всём в обыкновенной школьной тетради. В колонии Анна трудилась на строительстве железной дороги, разгружала вагоны. А в 1945 году объявили амнистию, и её освободили. Дали продуктов на пару дней и отправили домой. Ехать далеко, с голоду можно было умереть. Поезд часто останавливался среди полей, где росла картошка, это и спасло. Девчата набирали её в подол и по гудку бежали к поезду. Так на двенадцатый день добрались до Омска. На попутном поезде Анна доехала ночью до Голышманово. Постучалась к родственникам, а её пускать не хотят. Отвечают, что такой в живых уже нет. Потом признали, пустили переночевать. А наутро Анна пешком отправилась до родной Скаредной. Из последних сил дошла до дома. Мама, как увидела дочь, ахнула и села – одни большущие полные слёз глаза, «кожа да кости». Всю зиму она её выхаживала. Когда Анна встала на ноги, сразу вышла на работу. Болеть было некогда, семья большая. Вскоре и жених ей нашёлся – Иван Алексеевич Кокушев. Шесть лет с 1939 года он проходил службу на Курильских островах. Ходил на самоходной барже от острова до острова, в годы Второй мировой войны воевал с японскими милитаристами. Домой вернулся в 1946 году.

В декабре этого же года молодые сыграли свадьбу. Матери нечего было дать Анне в приданое. За войну всё, что было нажито, на питание семьи выменяла. Года неурожайные были. Молодая жена достала из старых телогреек вату и сама смастерила тёплое одеяло. Кокушевы трудились, не покладая рук. Иван – на тракторе. Анна – в бригаде, а по вечерам шила одежду на заказ. Вскоре у них появились дети – сын и две дочери. Забыла Анна о себе, главным в жизни для неё стала семья. Возвращалась с работы домой и некогда было об усталости думать.

Только стала жизнь налаживаться, как в 1980 году умер муж Иван. Сложно было Анне смириться с этой потерей, но жить надо дальше. Все силы отдавала внукам. Когда они болели, бабушка сидела по ночам у изголовья и Бога просила, чтобы болезнь отступила. Сейчас у Анны Климентьевны восемь внуков и десять правнуков.

– Этот год семидесятилетия Победы для мамы особый, – говорит дочь Галина Дьяченко. – Она является труженицей тыла и ветераном труда. В сентябре маме исполнится девяносто лет. Всю жизнь она добросовестно трудилась и по сей день не любит сидеть без дела. Мы благодарны ей за заботу и за то, что она у нас есть. Жалеем, что редко говорим, как сильно любим и ценим. Живи, родная, долгие годы! Нам очень нужна твоя одобряющая улыбка.

Фото из семейного альбома Кокушевых

Автор: Галина Короткова