- Мама всю жизнь плакала и ждала папку, - рассказывает Александра Григорьевна Калачова, в девичестве Тюрикова. - Я ее спящей не видела. Чтобы поставить нас, детей, на ноги, она работала на нескольких работах. Уезжала в поле, заготавливала дрова, пасла свиней…
Отец, Григорий Васильевич Тюриков, родился и жил в деревне Подволошино. Работал в колхозе бригадиром полеводческой бригады. 23 июня 1941 года подошла к дому машина из военкомата, попрощался Григорий Васильевич со своей большой семьей, подержал на руках десятимесячную дочь и уехал.
Фронт. В первом же бою был тяжело ранен. Больше двух месяцев пролежал в госпитале. А потом - Волховский фронт, оборона Ленинграда. Он, простой стрелок, насмерть стоял против врага. Не струсил. Не побежал. А в Подволошино пришла похоронка: «Стрелок, красноармеец Тюриков Григорий Васильевич, в бою за социалистическую родину был убит 19 января 1942 года. Похоронен в деревне Муравьи Новгородского района Ленинградской области».
Так и осталась Екатерина Митрофановна вдовой с шестью детьми.
- Как выжили тогда - один Бог знает да мама. Сумела одна, без мужа, всех на ноги поставить, образование дать, - говорит Александра Григорьевна. - Она все просила меня съездить на папкину могилку, поклониться его праху.
И только в 2013 году Александре Григорьевне удалось побывать на месте захоронения отца, выполнить обещание, данное матери. Повезли ее на машине дочь Ольга и зять Александр. Считай, пол-России проехали. А деревни Муравьи не оказалось. На ее месте - ухабы, трава, бурьян.
Оказывается, в 1985 году провели со всеми воинскими почестями перезахоронение. На берегу реки Волхов - аллея берез, проезжаешь по ней и упираешься в мемориал. В списке из 1798 человек красноармеец Григорий Васильевич Тюриков, 1904 года рождения, значится под номером 1413. Александра Григорьевна отмечает идеальный порядок на месте мемориала.
- Все обнесено металлической оградкой с красными звездочками, ухаживают за мемориалом школьники. Я увезла туда земельку с маминой могилки, с могилок сестер Прасковьи и Агиты, а оттуда привезла горсть земли и рассыпала по могилкам родных.
Александра Григорьевна Калачова теперь спокойна:
наконец-то она побывала на месте захоронения дорогого ей человека - отца, выполнив просьбу матери. Знает, что на чужой стороне чтут память Григория Васильевича Тюрикова. Помнят его и на малой родине.
Фото из семейного альбома