Медиакарта
6:04 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Магазин в деревне нужен

Деревня Скаредная когда-то была большим поселением. Маслозавод, фермы, клуб, семилетняя школа — всё это было здесь. Сейчас только потемневшие от времени рубленые сосновые избы напоминают о многолетней истории села. 

Жительница Скаредной Елена Кук обратилась в редакцию, поделилась проблемой:

– Наш деревенский магазин хотят закрыть. Продавец Раиса Фёдоровна Глухарева давно на пенсии и хочет уйти. Председатель сельпо Нелли Смирнова нам сказала, что магазин до осени только будет работать, даже дрова не завозят. У многих из нас — дети маленькие, возможности постоянно ездить в посёлок нет. Что нам делать?

Взволнованность жительницы села вполне понятна. Магазин в любой малой деревне, где нет уже школы и клуба, остаётся единственным местом для общения. Вот и в здании магазина в Скаредной не только прилавки с продуктами и хозтоварами. Земляновская передвижная библиотека разместила здесь книжный стеллаж. Книголюбы могут выбрать понравившуюся книгу, оставить заказ в специальном конверте. Работники районного Дворца культуры, когда приезжают в деревню с концертом, останавливаются тоже на площади возле магазина, а в непогоду выступают в торговом помещении.

Председатель Ражевского сельпо Нелли Смирнова на вопрос о судьбе магазина ответила:

– Мы бы никогда не закрыли магазин, если бы новый продавец заменил Раису Фёдоровну Глухареву. Она давно хочет уйти, мы просим поработать, пока не найдём ей замену. Товарооборот в деревне небольшой, но стабильный – около шестидесяти тысяч рублей в месяц. Это при том, что многие жители регулярно ездят в посёлок, оптом приобретают товары в сетевых магазинах.

По словам Нелли Петровны, минусов не в пользу магазина много. Когда-то его обошли с газификацией, помещение отап­ливается дровами, а их надо на две печи примерно 24 кубометра. На продавца возлагаются ещё и обязанности истопника, уборщицы, дворника. Но сельпо готово продолжать обслуживать селян.

– Мы ведь много лет ездили в деревню Тёмную, где всего три двора было, – делится мыслями Нелли Петровна, – Скаредная – в более выгодном положении.

Проблема в том, что среди семидесяти жителей деревни не могут найти продавцу замену. В Скаредной много молодых. По словам председателя сельпо, рассчитывали на девушку, окончившую кооперативный колледж. Но после отпуска по уходу за ребёнком она ушла в недавно открытый частный ларёк. Там ей предложили зарплату побольше, чем в сельпо, да и не надо топить печи.

Покупатели говорят, что магазин им нужен в деревне. У многих, как и у Елены Кук, нет возможности регулярно ездить в районный центр за покупками. Хотя товаров в магазине немного, цены выше, чем в в посёлке, всё равно люди против закрытия магазина.

Кстати сказать, продавец Раи­са Фёдоровна переехала в деревню из посёлка, когда вышла на пенсию. Домик здесь обус­траивает уже много лет — пристрой сделала, отремонтировала крышу. Помогает сын, приез­жают к бабушке внуки. Нравится ей эта деревня, люди приняли хорошо. Старожилы мечтают о том, чтобы на родину когда-нибудь вернулись их дети или внуки. Небольшой магазинчик остаётся единственным центром, объединяющим людей. Может быть, газетная публикация поможет найти нового продавца. Это будет маленький шаг к сохранению деревни.

Фото Анатолия КУРДЕНКO

Магазин сельпо 
Автор: Любовь АЛЕКСЕЕВА