Медиакарта
13:13 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забытые сражения: Гражданская война в Армизонском районе

Продолжение.

Начало в №№ 2014 года 73-74, 83-84, 85-86, 91-92; 2015 года - 3-4; 45-46; 47-48; 57-58; 59-60, 73-74.

К 11 сентября 1919 года 267-й Горный полк прибыл из д.д. Б. Один и Плоская в с. Армизонское. 268-й Уральский полк (четыре батальона), с приданной Оренбургской сотней, командами конной разведки, саперной, комендантской и полковой школой занимал д. Снегирево. 269-й Богоявленско-Архангельский полк стоял в 3-4 километрах северо-восточнее д. Жиряки. На его участке белая разведка (эскадрон конницы и пехота) подходила к перешейку между озерами у д. Козлово в 4-6 километрах, но, заметив красную конную заставу, отошла. В свою очередь, 12 красных конных разведчиков-богоявленцев двинулась по западному берегу оз. Вьялково на д. Бердюгино. По дороге они заметили 3 конных… Завидев на фуражках разведчиков звезды, всадники открыли огонь, после чего ускакали в сторону д. Один. Выяснилось, что с уходом красноармейцев, белый 6-й Исетско-Ставропольский казачий полк просочился в район между д. Вьялково и Жиряково, перерезав сообщение между полками 3-й и 1-й красных бригад. Для ликвидации этого прорыва, ближе к полудню 11 сентября 267-й Горный полк с 2-й Красноуфимской батареей и 4-м батальоном 268-го Уральского полка выдвинулся из с. Армизонское в район д.д. Бердюгино, Вьялково, Одина, замкнув единым фронтом линию 3-й бригады. Занимавшая эти деревни разведка белых отошла, не оказывая сопротивления, бросив несколько винтовок. К вечеру 267-й Горный полк с 2-й Красноуфимской батареей сосредоточился в д. Меньшиково. 265-й Уральский полк продолжал держать оборону у д. Усольцево, направив один из своих батальонов и 4-й Петроградский кавдивизион на помощь 266-му полку к д. Забошное. Полк значительно оторвался от частей своей дивизии и, вероятно, до него даже не доходили приказы комбрига. Части 1-й бригады вели упорные бои южнее озера Черное у с. Куртан, удерживая озерные перешейки, а в д. Селезнево стоял эскадрон 3-го Уфимского кавдивизиона. 

…Пока части 30-й красной дивизии вели упорные бои по всему фронту, стремясь хотя бы удержать занимаемые позиции, в армейских и фронтовых штабах еще носились с идеями «решительных ударов». Штабные стратеги, казалось, даже не понимали сложившейся на фронте обстановки. Они по-прежнему требовали наступать в район с. Частоозерское, на помощь отступившей южнее 5-й армии Тухачевского. Штабы дивизий лучше понимали сложившуюся ситуацию, но, связанные субординацией, были вынуждены дублировать прожекты вышестоящих начальников. Так, приказом начдива Сергеева, от 12 сентября 1919 года 1-й бригаде Грязнова, понесшей наибольшие потери и едва удерживающей линию фронта, тем не менее, ставилась задача наступать на д.д. Шелепово и Бол. Щучье. Комбриг Брок со своею 3-й бригадой должен был наносить удар на д.д. Зубарево и Гоглино, а 2-й бригаде Томина предписывалось осуществлять натиск на д.д. Калмацкое, Новорямово и Гагарье. Так начались последние, наиболее яростные бои на армизонской земле… 

На участке 2-й бригады Томина, чей штаб находился в д. Бол.Одина, 12 сентября 265-й Уральский полк с двумя орудиями 3-й Красноуфимской батареи, сдав свои позиции у д. Усольцево соседним частям 29-й красной дивизии, стал отходить в район д.д. Бол. и Мал. Один, Плоская. Приданный ему 4-й Петроградский кавдивизион отходил в д. Яровая. Красный 267-й Горный полк (комполка Григорьев) с 2-й Красноуфимской батареей ночевал в д. Меньшиково. Наутро должно было начаться общее наступление…

Ночь была спокойна, как вдруг, распарывая тишину, неожиданно забил пулемет, ухнул гранатный разрыв, а потом вразнобой ударили винтовки, и все слилось в тяжелый гул. По улицам загулял свистящий огненный вихрь. Деревню атаковала белая Красноуфимско-Златоустовская партизанская бригада, подошедшая со стороны д. Даньково. В этом, вспыхнувшем внезапно, ночном бою 267-й Горный полк потерял раненными красноармейцев: Корепанова Александра, Кокрякова Семена, Смирнова Никиту, Васильева Егора, Черкунова Василия, Федотова Ивана, Калинина Алексея, Федорова Николая, Максимова Петра, Митнасова Александра, Прянчикова Григория, командира отделения Сергеева Алексея, Самарина Алексея, Семенова Василия, Бурова Василия, Иванова Григория, Тютина Михаила, Силина Федора, контуженными - Малкова Андрея, Степанова Никиту. Красноармейцы в беспорядке отошли к д. Один (рядом с Вьялково), откуда затем перешли на позиции к западу от д. Кайнак. Здесь же встала и 2-я Красноуфимская батарея. В резерве, в д. Кайнак, была сосредоточена 1-я Кронштадская батарея, а один из батальонов 267-го Горного полка был направлен в д.д. Яровая и Чирково, для прикрытия этого участка до прибытия 265-го Уральского полка. 

Красный 266-й имени Малышева полк, отступив от с. Шебалино, к утру 12 сентября 1919 года занимал оборону в 3 километрах к северо-западу от оз. Бол. Соловое, прикрывая дорогу на деревню Плоское. Сюда же вышел и 4-й Петроградский кавдивизион. На позиции в 2 километрах западнее д. Иваново встала 3-я Красноуфимская батарея. 

День прошел спокойно… Измотанные завершившимися накануне боями у Шебалино, белые части также отдыхали и, казалось, не спешили начинать новые бои. Но уже ближе к вечеру, в наступавших сумерках, показались 15-й Курганский и 71-й Сибирский полки. Развернувшись в две большие цепи, они стали наступать на д.Плоское. Поддерживая их атаку, по дороге из с. Шебалино в д. Песчаное (Снегирева) на позиции встала 3-я батарея тяжелого артдивизиона. Позади в тылу, в 3 километрах северо-западнее с. Шебалино, в резерве стояли 14-й Иртышский полк и 4-й Сибирский егерский батальон, которые должны были развивать наступление в случае успеха. Бой начинал стремительно разгораться… Красные командиры смотрели в бинокли на наступающие на них цепи белой пехоты. Рядом, раскинувшись в ряд, лежали их стрелки. Противник шел стройно, чувствовался его опыт и строевая выучка.

- Ого! – сказал один, отрывая глаза от окуляров цейсовского бинокля. - Сколько во френчах-то, видать - англицких… Смотри, ребята, мундиры не порть, целься под козырек! 

Щелкнули первые выстрелы… Следом за ними, тут же защелкали пачками… Словно обозлившись, запели свою неумолчную песнь пулеметы. Было видно, как наступающие впереди смешались, стали вытаскивать раненых. Заметив это, командир красного полка Захаров направил во фланг наступавшему противнику обходную группу. Ее удар должен был окончательно оставить поле боя за красными. Однако простой стрелок 10-й роты 71-го Сибирского полка Н.К. Епарев, заметил этот маневр: видя, что красные уже стали выходить с фланга и окружать находящуюся в цепи его роту, которая об этом даже не подозревала, он под сильным огнем пробрался к своему ротному и сообщил об опасности. Всю роту удалось вывести… Тогда, увлекая товарищей в атаку, одними из первых вперед бросились стрелки 15-го Курганского полка - ефрейтор Конев С.А, рядовой Зайцев И.Л, ефрейтор-пулеметчик Воинков Н.В, солдат Москаленко П.И. Конная разведка вышла во фланг красным, а младший унтер-офицер Присич П.М., несмотря на сильный огонь, все время вел огонь из своего выдвинутого вперед пулемета, чем способствовал общему успеху. По их напором 266-й имени Малышева полк был сбит с позиции и начал с боем отходить. Преследуя его, рядовой 15-го Курганского полка Кондрашенко Я.В., с пулеметом, в числе первых ворвался в деревню Плоское и, открыв огонь, не дал красным занять новые позиции. К вечеру 266-й имени Малышева полк с 3-й Красноуфимской батареей отошел к д. Иваново. В этом бою были ранены красноармейцы: Мартьянов Василий, Одинцов Александр, Смирнов Алексей, Татьев Матвей, Кулаков Андрей, Каминских Василий, помощник командира взвода Загуменнов Егор. В свою очередь, наступавший 15-й Курганский полк потерял раненными: из 3-й пулеметной роты – Латынцев Семен Дмитриевич (Тобольская губерния, Ишимский уезд, Локтинская волость, д. Астанино); из 11-й роты - Барышев Емельян Павлович (Курганский уезд, с. Меньшиково), Чмутов Егор А. (Курганский уезд, д. Плотниково), командир взвода Поспелов Дмитрий Павлович (Шадринский уезд, Дмитровская волость, д. Марково); из 9-й роты - Носонов Осип (Шадринский уезд, Бугаевская волость, д. Бисерово), Дерябин Артемий Андреевич (Пермская губерния, Верхотурский уезд, Дерябинская волость, д. Запольское); из роты разведчиков - Смагин Дмитрий Павлович (Пермская губерния, Верхотурский уезд, Топорковская волость, д. Балакирево), Кичигин Семен Степанович (Ишимский уезд, Теплодубровская волость, д. Стрельцы), доброволец Гарновский Анатолий Васильевич, (г. Шадринск); из 5-й роты - Хомяков Александр Иванович (Верхотурский уезд, Висимоуткинский завод).…

Развивая успех и преследуя отступающих красноармейцев, 15-й Курганский и подошедший к нему на помощь 16-й Ишимский полки, взяли с налету д. Песчаная (Снегирево), а затем и само село Армизонское. При этом, в ходе атаки д. Песчаное стрелки 11-й роты 15-го Курганского полка Кирсанов П.И. и Федюнин П.И. первыми ворвались в деревню, и преследовали красноармейцев 270-го Белорецкого полка, выбив их и заставив отойти к д. Семискуль. А в с. Армизонском во время прорыва туда белых красными была потеряна целиком телефонная станция с 10 солдатами-телефонистами. Правда, последних вскоре вывел к своим командир 2-й роты батальона связи Осинцев…

…На участке 3-й бригады Брока с утра 12 сентября 1919 года, выполняя приказ начдива, два батальона 269-го Богояв-ленско-Архангельского полка стали наступать из д.д. Жиряки на д. Зубарево. Потеснив стоявший здесь арьергард белой Златоустовско-Красноуфимской бригады, красные заняли деревню, потеряв раненным красноармейца Антонова Семена. Для блокирования этого наступления сюда была срочно двинута 2-я Уфимская кавдивизия, которая уже выступила в рейд через д. Бердюгино в тыл красным, а также от с. Шебалино на угрожаемый участок стала перебрасываться Екатеринбургская дивизия. Но одновременно красный 268-й Уральский полк выступил из д. Бердюгино и к полудню с боем занял д. Вьялково, потеряв раненными красноармейцев Софронова Андрея и Валеева Мухаметзяна, контужеными Быстрова Семена, Казанцева Михаила, Долдинцева Ивана, Иванова Николая, Калинина Андрея. У белых в бою были ранены казаки Логинов Семен из 2-го Сибирского казачьего полка, уроженец пос.Надежка и Михаил Кузнецов из 3-го Сибирского казачьего полка, уроженец пос. Черлак. Продолжая наступление, 268-й Уральский полк выдвинулся по дороге на д. Меньшиково. Здесь один из его красноармейцев перебежал к белым. Со слов перебежчика, красный полк насчитывал около 300 штыков, 18 пулеметов и 170 сабель, в том числе Оренбургскую казачью сотню из 60-80 сабель при 1 пулемете.

(Продолжение следует...) 

Автор: О.А. Винокуров, историк - краевед