Медиакарта
23:55 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Ищу лучик солнца в каждом моём ученике»

«Ищу лучик солнца  в каждом моём ученике»
14:04 | 04 октября 2010
Источник: Светлый путь

Основная движущая сила развития нашего региона в будущем и общества в целом – современная молодёжь. Задача педагога – не просто дать молодым людям необходимые базовые знания, но и помочь им обрести уверенность в себе, сориентировать на деятельность, помочь определиться в будущем.

Труд педагога сравним с плодородной почвой, созданной взращивать лишь золотые колосья, он уникален. И пусть кто-то со мной не согласится, но у истинного учителя, учителя по призванию, не бывает неспособных и незнающих учеников.

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» - сказал поэт-современник Андрей Дементьев. Не согласиться с этим просто невозможно.

У меня были хорошие учителя

Тамара Георгиевна Болгова с самого детства знала, что будет школьным учителем, вопрос «Кем быть?» для неё никогда не стоял. Будучи маленькой девочкой, ученицей пятого класса, она учила бабушку с дедушкой грамоте. Пожилые люди, стараясь угодить внучке, имея в сердце огромное желание научиться читать, писать и считать, старательно выводили в своих тетрадях каждое слово, каждую букву.

Тамара Георгиевна помнит всех своих учителей школы № 2 города Тобольска. Именно их педагогический дар, неисчерпаемый профессионализм и безграничная любовь к детям помогли сделать девочке правильный выбор в жизни.

Людмила Георгиевна Кугаевская преподавала русский язык и литературу с такой самоотдачей, что не полюбить предметы было просто невозможно. Константин Александрович Богданов, будучи ветераном и инвалидом войны, научил своих воспитанников незабвенно любить историю Отечества. Теперь благодарная ученица рассказывает об этих удивительных людях своим ученикам.

– Тамара Георгиевна, я знаю, что Вы уже около тридцати лет работаете в Нижнетавдинской школе…

– Да, я 28 лет верна своей родной школе. Большую роль в моём профессиональном будущем сыграло также высшее учебное заведение, куда я поступила в 1976 году после окончания школы – это Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева. Какие там были преподаватели! Это были киты науки! Елизавета Ивановна Захарова, Николай Емельянович Силкин, Владимир Иванович Лебедев, Валентина Николаевна Хмелёва – люди, которые нас зажигали, достойнейшие люди! Спасибо им за всё! Благодаря своим учителям по жизни я всегда любила учиться, постигать, познавать.

Когда я окончила институт, меня должны были направить по распределению на Север. Но я мечтала работать в сельской школе. Природы русской красота манила меня, словно магнит. В городе такого не найти. Сельский человек по-иному устроен, он более открытый и восприимчивый. Может быть, я ошибаюсь, но я так чувствую.

– Значит, в Нижнетавдинской школе Вы оказались случайно?

– Я приехала в Нижнюю Тавду к подруге, и так случилось, что в местную школу нужен был учитель русского языка и литературы. С 1982 года здесь и работаю, и ни разу об этом не пожалела.

– Но в Вашей жизни был период, когда Вы на время уходили из педагогики...

– Это случилось в 1986. Меня избрали первым секретарём районного комитета комсомола. В начале девяностых у меня была возможность уйти в руководящие структуры, но я осталась верна образованию, душа рвалась в школу, к детям.

Моё педагогическое кредо – диалог с учеником

– Наверное, любите свою работу?

– Очень люблю. Я ведь обучаю и пятиклашек, и старшеклассников, ко всем нужен особый подход. В каждом ребёнке я стараюсь найти лучик солнца. Просто у одних ребят он рвётся наружу, а у других так глубоко спрятан, что заметить, разглядеть его не так легко. Бывает, что одному ребёнку даётся гуманитарный предмет, а другой его совсем не понимает, тогда нужно помочь ему, заинтересовать. И знаете, когда ребёнок старается, что-то делает, это приносит радость. И я понимаю, что мой труд не напрасен.

Тамара Георгиевна помнит всех своих выпускников. И не только помнит, но с удовольствием общается с ними по Интернету, с некоторыми поддерживает традиционную переписку, общается по телефону. Ребята, которых когда-то она учила, стали достойными людьми, квалифицированными специалистами.

– Моя самая большая гордость – первый выпуск, - признаётся Т. Болгова. – Этих ребят я недоучила всего полгода, потому что именно тогда меня избрали в райком комсомола. Но они пригласили меня на выпускной. Никогда не забуду этот день. Конечно, я ими горжусь. Тогда впервые в районе выпускник именно моего класса поступил в Омский государственный институт физической культуры, получил высшее образование по спорту! Это Серёжа Литвин. Есть среди моих ребят и хорошие врачи, и педагоги. Из того же выпуска Марина Кун, которая теперь работает в нашей школе. И так сложилось, что спустя годы я учу детей этих ребят.

– Быть педагогом – большой труд, большая нагрузка...

– Бывает, что физически устаю, потому что быть учителем действительно трудно, но я никогда не чувствую духовной усталости. Ведь и после занятий есть дела, которые порой поважнее моей основной работы.

Тамара Георгиевна старается быть своим ученикам не только наставником, но и другом, старшим товарищем, а где-то и родительское наставление дать.

– У детей свой особенный мир, - говорит учитель, - со своими печалями, проблемами, переживаниями и разочарованиями. Мои ребята знают, что они всегда могут придти ко мне после уроков и поговорить. Выслушаю, постараюсь понять, помочь. Это такая радость, когда кто-то тебя по-настоящему понимает. Дети приходят, значит, они мне доверяют. И это, поверьте, дорогого стоит. Ребятишкам очень не хватает общения, разговора по душам.

– Вы много лет работаете в учебном учреждении. Школа вчера и школа сегодня – это две разные вещи?

– Очень многое изменилось за это время. Если честно, то мне не всё нравится, что сейчас происходит в целом в образовании, многое для меня непонятно. Но, с другой стороны, сегодняшняя школа максимально приближена к жизни. Я точно знаю, что мои дети идут в ногу со временем. Те информационные технологии, которыми сегодня оснащено учебное заведение (Интернет, мультимедийное оборудование, проекторы, документкамера, планшет-доска), открывают массу возможностей. Этим в совершенстве пользуются и педагоги, и ученики. В школе сделан капитальный ремонт, на неё приятно смотреть, в ней приятно находиться. Учащимся предоставлены все возможности для получения качественного и полноценного образования, только, как говорится, учитесь, дерзайте, стремитесь к знаниям!

– Тамара Георгиевна, среди Ваших учеников, наверняка, есть ребята, которыми можно по-настоящему гордиться?

– Такие есть даже среди пятиклашек. Это и Кристина Марковских, и Саша Петров, и Аня Богданова. У них уже с пятого класса глаза горят, они целеустремлённые, жаждут учиться, они уже личности.

Конечно же, очень горжусь моими старшими детьми. Маша Митенко, Настя Алемасова, Оксана Литвина, Таня Калова, Даша Лебедева, Женя Селивестрова, Даша Беличенкова, Лена Гара – эти ребята просто россыпь бриллиантов. Они талантливы во всех отношениях. Они настолько прочно стоят на ногах, настолько стремятся к познанию, что это прослеживается и в учёбе, и в общественных делах, и в творчестве. Эти ребята постоянно участвуют в районных и областных конкурсах, добиваются успехов. Они уже маленькие победители, лидеры!

В 2006 я выпустила двух медалистов, в прошлом году – пять. Мне действительно есть чем гордиться.

Любовь учеников – лучшая награда

– Тамара Георгиевна, Вы стали победителем областного конкурса «Лидер в образовании-2010». Это ведь не первая Ваша победа в профессиональной практике?

– Я не люблю говорить о своих трудовых наградах, но их накопилось действительно много.

В 1998 году Тамара Георгиевна Болгова стала «Учителем года», в 2006 отмечена дипломом управления образования «За развитие творческих способностей учащихся», неоднократно была победителем и дипломантом частной премии, учреждённой бывшим выпускником школы Ильдаром Ахтариевым. В рамках детского голосования выбирались лучшие учителя. 2007 год тоже принёс победу, районный конкурс «Сердце отдаю детям» надолго запомнится педагогу.

В 2009 имя учителя занесено в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». Есть в копилке трудовых заслуг педагога грамоты департамента образования Тюменской области, Министерства образования и науки России. 2010-й – Год учителя! Он принёс Тамаре Георгиевне Болговой сразу несколько побед! Она стала учителем года, её мультимедийный урок, педагогическое открытие и урок года признаны самыми лучшими и интересными в районе! Венчает лестницу побед областной конкурс «Лидер в образовании-2010»!

Конкурс, вернее его заочный этап, стартовал в мае, участие в нём приняли около семидесяти кандидатов со всего юга Тюменской области. Участники представили свои портфолио, показали мастер-классы. Награждение победителей состоялось в сентябре в Тюмени, в зале департамента.

– Я очень волновалась перед выступлением, - признаётся Тамара Георгиевна, - но у меня была отличная поддержка. Хочется поблагодарить организаторов конкурса за умение подарить людям настоящий праздник, своих коллег, которые поддерживали меня на протяжении всего волнительного процесса. Спасибо моим ученикам! Дети верили в меня всем сердцем, и это очень помогло. Ведь в победе каждого педагога во главе угла стоят его ученики. Только ими силён учитель!

А мне бы хотелось немного вернуться назад, на районный конкурс «Урок года», за участие в котором Тамара Георгиевна получила по праву заслуженную награду. Именно творческие материалы, работы, сделанные её учениками, помогли ей представить достойную, интересную презентацию в области. Дело в том, что ребята создали литературный сборник поэтов-земляков, на страницах издания – их многогранное творчество. Благодаря труду детей Тюменская область услышала гимн нашего края: «Нижняя Тавда точкой маленькой на карте, но с большой душою русское село...». Мало кто знает, что это посвящение нижнетавдинской земле написал Александр Алексеев, бывший выпускник Нижнетавдинской средней школы.

Вот как оказывается просто: совместная деятельность, творческий союз учителя и учащихся может принести удивительные плоды!

– Дети не просто создали сборник, - говорит педагог, - они провели глубокое исследование. Если бы наши поэты-земляки прочитали его, о себе, о своих произведениях, для многих это было бы откровением.

– Вы человек, который не сидит на месте ни в плане образовательного процесса, ни в плане творчества...

– Что правда, то правда. Скоро стартует областной конкурс языкознания «Русский медвежонок», потом – молодёжный форум. Мои дети обязательно примут в них участие, будем вместе готовиться.

– Не секрет, что Вы и со спортом на «ты».

– Я с удовольствием хожу в спортзал. Обожаю футбол, волейбол, хоккей, потому что в командах играют мои ребята. Знаете, какие ощущения, какие эмоции переполняют, когда стоишь в сорокаградусный мороз на стадионе и видишь, как твой воспитанник, твой ученик забивает гол! Это такой драйв!

Тамара Георгиевна Болгова – Педагог с большой буквы: она умеет и деликатно наказать по заслугам, и вовремя похвалить своих учеников. И дети с доверием, с достоинством принимают любой вердикт своего наставника. Взаимопонимание – вот что делает этот союз «учитель-ученик» сплочённым, прочным и искренним.

Елизавета КУН,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)