Медиакарта
23:00 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любовь к профессии

Любовь к профессии
15:59 | 04 октября 2010

Как здорово, когда в профессию педагога идут целыми семьями, поколениями, сохраняя, передавая и приумножая самое ценное - умение увлечь ребёнка и пройти вместе с ним тернистый путь от «А» до «Я».

Марина Геннадьевна Крестьянникова (Волошина) не раз задумывалась о многочисленных родственниках, которые прославились своим добросовестным трудом школьного учителя. Как-то на эту тему поговорили с супругом Алексеем Геннадьевичем и неожиданно для самих себя сделали открытие: неслучайно судьба соединила их в одну семью. У Алексея Крестьянникова, как и у Марины, педагогических корней и ответвлений столько, что по пальцам не пересчитать.

Исследование истоков удивительной супружеской пары Крестьянниковых началось с работы над рефератом сына Алексея, который готовился к районному конкурсу эрудитов «Эврика». Надо было покопаться в прошлом, установить переписку с родственниками. «Белых пятен» в истории семьи хватало.

В семье Волошиных

Марина Геннадьевна - директор Старокавдыкской средней школы. Четвёртый год «у руля». Она не местная, родом из Омской области, но родители её учеников и остальные жители села относятся как к родной. И неудивительно: благодаря стараниям директора, педагогического коллектива и детей школа много раз становилась победителем в различных конкурсах. Однако вернёмся к теме родословной семьи Крестьянниковых. В педагогику Марину Геннадьевну потянуло со школьной скамьи. После переезда родителей новым местом жительства стал п. Омутинский. Девочка пошла в школу № 1, в которой был очень сильный преподавательский состав. Помнит, как на уроке государства и права учительница Тамара Дмитриевна Машницких убеждённо доказывала, что мы живём в справедливом государстве. А со своей любимой «литераторшей» Людмилой Петровной Замятиной она до сих пор поддерживает тёплые отношения. С ней перехожено немало троп и дорог в окрестностях посёлка. Каждое мероприятие оставляло у Марины Геннадьевны определённый отпечаток мыслей и чувств. У юного создания, таким образом, воспитывалось отношение к жизни, без противных нравоучений и понуканий. Брала она пример и со старшей сестры Елены, которая, будучи студенткой педагогического института, и её «заразила учительской болезнью». Кстати, позднее Елена Геннадьевна вышла замуж тоже за педагога Василия Петровича Заворохина. В настоящее время он работает над диссертацией и преподаёт в ИГПИ им. Ершова, а Елена Геннадьевна возглавляет одну из сельских школ Ишимского района. И ничего удивительного в том, что и их дочь стала учителем.

Мама Марины Геннадьевны - очень чуткой души человек. Хоть и проработала всю жизнь бухгалтером, а даром воспитателя обладала большим. Поэтому будущее своё выпускница Марина видела только в педагогике. Поступила в Ишимский государственный педагогический институт им. П. Ершова на факультет русского языка и литературы. Позднее познакомилась с Алексеем Крестьянниковым - как оказалось, тоже потомком педагогов.

Благородное призвание Крестьянниковых

Поскольку в родословной Крестьянниковых пока частично установлены три поколения, справедливо было бы начать с самой старшей - бабушки Алексея Геннадьевича Анастасии Борисовны Шуплецовой. В наследство от неё достались аттестат РСФСР народного комиссариата Просвещения, выданный 9 июля 1945 года, Почётные грамоты. Родилась Анастасия Борисовна в Московской области в 1910 году. Волею судьбы оказалась в Сибири. В 1937 году поступила в Ишимское педагогическое училище, окончить которое удалось только в 1945 году. Всю жизнь она посвятила детям, работая в разных школах Омутинского района. В 1949 году ей вручили медаль «За трудовую доблесть», позднее последовали и другие награды. Строки из советского стихотворения:

«Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил…» - лучшее подтверждение учительскому труду в военное и послевоенное время. В деле обучения и воспитания подрастающего поколения в разные периоды были разные приоритеты. Для Анастасии Борисовны «воспитание всесторонне развитой личности» было не пустым звуком, а конкретной целью в отношении каждого её воспитанника.

Постепенно семья Крестьянниковых стала обрастать веточками, давшими многоликое учительское потомство. Любовь Николаевна (сноха Анастасии Борисовны) из многолетнего бухгалтерского стажа всё же 5 лет посвятила школе. Двоюродная сестра Алексея Геннадьевича Наталья Анатольевна Огнева работает учителем математики в Тутаевском среднем общеобразовательном учреждении. В Москве живёт ещё один родственник - Владимир Владимирович Добровольский, который пошёл в историческую науку и читает лекции студентам Химкинского института культуры.

Наконец, одна из ветвей Крестьянниковых известна и в Ялуторовске. Это Наталья Геннадьевна Чередниченко, родная сестра Алексея, выпускница Ишимского педагогического института. К своему дошкольному образованию она добавила специальность психолога. Сейчас Наталья Геннадьевна является правой рукой директора МАУДО «Детский сад № 7» г. Ялуторовска. По стопам мамы пошла и дочь, которая своё призвание видит в обучении детей английскому языку.

Вот такое любопытное древо семейной педагогики представил один из самых юных представителей династии Крестьянниковых - Алёша.

Разумеется, в нашем повествовании затронуты не все родственники, так или иначе связанные с учительством. Их, по подсчётам Марины Геннадьевны, около двух десятков. И то, надо сказать, это установлено благодаря сохранившимся связям между Крестьянниковыми - Волошиными. Начало исследованию родословной положено. Надеемся, что Алексей Крестьянников-младший непременно продолжит искать свои корни. А пока…

Потомки - тоже педагоги

В семье Алексея и Марины уже есть продолжатель педагогической династии - дочь Александра. Она мечтала поступить… в Тюменскую архитектурно-строительную академию, но в последний момент передумала и 1 сентября стала студенткой ИГПИ им. П. Ершова. И началась интересная, насыщенная разными событиями, конкурсами, поездками, жизнь. Это и «Школа юного педагога» при институте, и участие во Всероссийском слёте активистов в Ростове-на-Дону. Судьба её вела к профессии педагога. Уже окончив учебное заведение, Александра однажды сказала родителям: «Как бы я хотела снова учиться в нашем институте».

Сын Алёша учится в 11 классе. Активный молодой человек, с критическим взглядом на жизнь. В дни самоуправления, традиционно проводимые в школе и посвящённые Дню учителя, он уже попробовал себя в роли педагога. И Алёше удавалось работать с детьми так, как никому другому. Что это? Родительское воспитание, судьба или призвание? Наверное, всё вместе взятое.

Светлана БУЛЫШЕВА