Медиакарта
6:23 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Я нуждаюсь в детских улыбках…»

Казалось бы, всего несколько слов, а как много сказано! И они наиболее ценны, когда звучат из уст «заместителя мамы» - воспитателя...


Я расскажу вам, уважаемые читатели, о трёх людях, посвятивших жизнь данной профессии. Кто-то из них только начинает свой трудовой путь, кто трудится уже несколько лет, а кто-то на заслуженном отдыхе, но всех их объединяет одно - любовь к детям!

В один из августовских дней мы отправились в Южно-Дубровинское сельское поселение, чтобы познакомиться с Анатолием Николаевичем Пузырёвым. Спросите – почему именно с ним? Ну, во-первых, потому что он - молодой специалист, а во-вторых, воспитатель – мужчина, что, согласитесь, встречается очень редко! 

На территории у детского сада резвилась малышня, благо день был солнечный, хотя и прохладный, но для детишек это не помеха. Они весело поприветствовали меня, не отрываясь от своих интересных занятий. В это время из здания выбежали мальчишки постарше с яркими машинками, а за ними и девочки - и… тоже с игрушечными машинами. А вот и их «предводитель» - Анатолий Николаевич. Ребята приступили к играм, а мы - к беседе...

- Я при поступлении в Ишимский педагогический институт сразу выбрал дошкольное отделение, и нисколько не пожалел об этом, - сказал он. – Учиться было интересно, но трудновато, поэтому на первом курсе из оценок больше преобладали четвёрки, чем пятёрки. На втором курсе стало легче, но прошедший год повлиял на результат – диплом «красным» не получился, - улыбается он. - Практику проходили в детских садах города, и мне очень понравилось. После четырёх лет обучения, вернулся в родное село и устроился на работу воспитателем в дошкольное отделение. В октябре будет год, как здесь. Вначале приходилось нелегко, ведь нужно было выстроить отношения с коллективом, родителями и, конечно, с воспитанниками. Сейчас смело могу сказать – всё хорошо! Коллеги приняли и помогают, папы и мамы тоже во всём идут навстречу, и с детьми живём дружно. Группа разновозрастная – старшая и подготовительная, посещают 13 детишек. Мы занимаемся, ходим на прогулку, много играем… Конечно, всякое бывает – не слушаемся, балуемся… Но это же малыши - так и должно быть! 

Анатолий поступил в магистратуру, ведь пока он только бакалавр, поэтому впереди ещё 2,5 года заочного обучения. Скоро молодой человек отправится на практику в один из техникумов города Ишима. 

- Немного страшновато, ведь там ученики, можно сказать, взрослые, - с улыбкой признаётся он.

Но мой собеседник не пасует перед трудностями - где их не бывает! Мечтает поработать и в школе со старшеклассниками. Кто знает - может когда-нибудь это и случится. А пока он, как разумный командир, ведёт по дороге знаний, тепла и добра свой маленький отряд любознательных ребят… 

- Всем педагогам желаю терпения, а нынешним студентам советую на занятиях больше говорить, т.е., если преподаватель спрашивает, то обязательно отвечать - знаний больше и отношение другое. Нам понимание этого пришло позже, – говорит Анатолий. - Ни в коем случае не прогуливать пары - пропуски скажутся на всём. 

Ребятишки то и дело прерывали нашу беседу - то приглашая поиграть в догонялки, то с каким-нибудь вопросом… А уж как только решила сфотографировать их старшего друга - сразу примостились рядышком! 

Распрощавшись с маленькими южнодубровинцами и их наставником, мы отправились дальше - в другой детский сад, но уже в райцентре…

Детишек принимают в дошкольное учреждение с полутора лет, и, конечно, родители волнуются - страшно отдавать своего малыша чужой тётеньке… Ведь некоторые ещё и от соски-то не отучены. Но когда встречают с улыбкой, говорят ласковые слова, то тревога пропадает. К счастью многих пап и мам моя следующая героиня – «тётя Таня» - сразу стала своей! 

- Детки приходят к нам «одомашненные», и здесь для них начинается самый тяжёлый период – адаптация, - говорит воспитатель детского сада «Солнышко» Татьяна Валерьевна Гунаева. – Они переучиваются, привыкают к новым правилам… Со временем всё нормализуется - ребёнок смотрит на других ребятишек и выполняет то же самое. Постепенно отвыкает от сосочек и бутылочек, учится сам кушать, одеваться, раздеваться… 

Сейчас детки в моей группе подросли, и мы уже называемся второй младшей группой, переехали на второй этаж. Когда только пришли в детский сад, то называли меня тётя Таня, а сейчас уже пытаются выговаривать – Татьяна Валерьевна. Конечно, бывает трудно, но с маленькими работать очень интересно - для них же всё ново! Мы много играем, занимаемся и воспитываем. Сон-час всегда начинается со сказки, а когда были совсем малютками – так и колыбельную пела. Моя правая рука и первый помощник - младший воспитатель Людмила Геннадьевна Придчина, которую детки очень любят... 

Коллектив в детском учреждении дружный, работает слажено, и пока ребятки адаптировались, подрастали, то на прогулку помогали собираться все работники сада. Детишек с первого дня нужно заинтересовать, поэтому Татьяна Валерьевна ко всему подходит творчески, без шаблонов. С родителями тоже работает в тандеме – вместе готовятся к различным мероприятиям, зимой лепят снежные фигурки, расчищают территорию от снега… 

В наш район Т.В. Гунаева приехала из города Нижний Тагил, там в своё время служил в армии её супруг, который и облюбовал городскую красавицу. Сыграли свадьбу, родили дочь Алёну и… стали подумывать о переезде в Тюмень. Но тут родители мужа попросили приехать и оказать помощь в делах... Да так вот и остались молодые в Армизоне! Потом построили свой дом, а в 2011 году дождались рождения сына Матвея. А в детский сад «Солнышко» её, можно сказать, привела свекровь, которая трудится в этом дошкольном учреждении.

- Я сразу поняла, что работа мне очень близка, и мама тоже поддержала, сказав, что воспитатель – самая женская профессия. Коллектив встретил радушно, но, в то же время, строго. Сначала трудилась подменным воспитателем, а потом на группе с малышами. За 10 лет случались разные ситуации, даже подумывала уходить - боролась внутри, переживала, но всегда получалось так, что, пока раздумывала, присмотренную вакансию сокращали... Видимо, Бог отводит меня от такого опрометчивого шага. Сейчас могу с уверенностью сказать, что пока есть дети и детские сады - буду работать здесь! Я просто нуждаюсь в их улыбках, в ласке - это ведь очень приятно! 

Татьяна Валерьевна постоянно повышает знания, участвует в различных конкурсах, а на одном из областных заняла третье место. 

- Молодым воспитателям, студентам желаю не бояться своей профессии, потому что ничего непреодолимого нет. Важно всегда быть на позитиве, чтобы ребятишки чувствовали себя рядом с тобой комфортно, тепло и уютно.

Можно ли после такой беседы сказать, что воспитатель только присматривает за детьми, учит необходимым в их возрасте азам? Конечно же, нет! «Заместители мам» вкладывают душу в каждого своего воспитанника, и те, взрослея, не забывают об этом. Вот и ещё об одной героине моей статьи посоветовали написать «её детки», которые уже давно выросли…

Галина Гавриловна Караулова родилась в 1936 году, в городе Кропоткине Краснодарского края, и хорошо помнит военное время. Её папа был железнодорожником, и прямо с производства ушёл воевать с фашистами в партизанский отряд. 

- Многие тогда эвакуировались, но мы не могли оставить дедушку с бабушкой, поэтому никуда не поехали, - вспоминает пожилая женщина. – В нашем доме расположился немецкий штаб, а нас выгнали в сарай, где и обитали вместе с коровой. Был там один немец, который не хотел воевать - он всё говорил маме: «Когда война закончится? Боже мой, Боже мой! Я тебе скажу, когда уйти, а то детей заберут в концлагерь, кровь с них выкачают и сожгут в печке. А тех, что покрепче, заставят работать». Фашисты принуждали маму стирать бельё в госпитале, а она отказывалась, за что её избивали. Ох, и плакала она, ведь и за нас ещё боялась... А меня с сестрой братья (родной и двоюродный) ещё подучили: «Берите карандаши, залазьте на стол и зачёркивайте немецкую карту!». Сами встанут на стражу - как только свистнут, удираем… Мне часто перепадало, потому что забиралась на тутовник и пела: «Яйки, куры, молоко - до Берлина далеко!». Хорошо помню, как немец схватил за шиворот, бросил на кирпичную дорожку - и головой об неё, головой… Кровь хлещет из носа и ушей, а я всё равно ору! Он бьёт, а я верещу во всю мочь: «Яйки, куры, молоко - до Берлина далеко!». Маленькие были, но, как могли, помогали нашим, даже пушки портили - братья что-то наделают, и те не стреляют... Появились тогда в городе и «фрау-мадам» – женщины, которые дружили с фашистами. Накрасятся, платья пышные наденут, да туфли на шпильках, и под ручку разгуливают - думали, что вечно под фашистом жить будем... После войны этих дамочек в Воркуту сослали, одна из них - наша соседка. Когда вернулась - идёт и голову отпустила… Седёхонькая, беззубая... Я говорю: «Фрау-мадам», здравствуйте», а она смотрит и спрашивает: «А вы что - все живые остались?».

Немец был у нас года два. Перед приходом карательных отрядов маму предупредили, чтобы спрятались, хотя бы дней на десять... А тогда лето было хорошее, отменный урожай арбузов и винограда. Вот там, в виноградных междурядьях, и прожили целый месяц… А дедушка с бабушкой остались дома, и их сильно избили… В партизанском отряде оказался предатель, который пришёл в город, стал полицаем и выдал всех. Тех партизан, кто остался в живых, схватили и посадили в тюрьму. Среди арестованных был и наш папа... В начале сентября мы ходили к нему на свидание, а 30-го узнали, что их расстреляют за городом. Мы проснулись среди ночи, прислушивались - ждали, когда их повезут, но машины проехали по другой улице - так ничего и не увидели…

Галина Гавриловна замолчала в горестном раздумье… И, вздохнув, продолжила:

- Один из узников, когда машина забуксовала, выскочил и спрятался в скирде. Фашисты потыкали её штыками, но не додумались сжечь, и он остался жив. 12 километров ночью полз до станицы, а потом одна старуха в погребе сохранила. Только когда война закончилась вышел и всё рассказал... А предателя нашли в 1954 году в Ашхабаде - узнал его наш милиционер.

После войны, когда стали возвращаться военнопленные, мы бегали к подружке смотреть - какой огромный номер выжжен у её отца на спине, а ещё и на руке... А мы с сестрой тосковали очень: спать ляжем - как кто застучит, шепчем – вот и наш папочка пришёл... Не верили, что его расстреляли, - смахивая слезу, тихо произнесла Галина Гавриловна.

В школу моя героиня только с девяти лет ходить начала, так как сначала в ней уборку делали - по колено навозу было. Фашисты на первом этаже рысаков держали, а на втором – корм. Занимались при свечках, в три смены учились.

- Писали деревянными ручками с пером - кто на чём, а мы в папиных книжках – все предметы в одной. Радовались, когда впервые привезли тетрадочки, да свет дали - уроки-то учили ночью, - продолжает рассказ Галина Гавриловна. - С водой тоже тогда трудно было, потому что все колодцы немцы отравили. Помню - 5 копеек стоило ведро водички. А за булкой хлеба стояли весь день в очереди - по 1кг 100 граммов выдавали, потом ещё 100 грамм добавили. Придём, по кусочкам разделим… А брату побольше, потому что учился и работал…

После школы Галина поехала поступать на переводчика в город Ставрополь в институт иностранных языков, но ничего не получилось – в первую очередь принимали студентов из «стран народной демократии».

- Почему поехала… Ведь всегда мечтала быть детской матерью... - говорит моя собеседница. - Тогда же не было понятия – дошкольное воспитание, просто – нянька, а я у всех тёток детей вынянчила. 

…Но так уж получилось, что они всем классом (44 человека) поступили в зоотехнический техникум. Три с половиной года отучились, и тут прозвучал призыв - осваивать Омскую область, поднимать животноводство. И вновь всем классом ринулись туда... Галину Гавриловну направили в Называевский район в совхоз Искра.

- Ферма оказалась бруцеллёзная, - говорит Г.Г. Караулова. – Повезло, что ветврач там хороший был и пожалел меня – только телят вскрывала. А по истечении трёх месяцев меня отправили на благоприятную ферму. Стала работать, обжилась… и повстречала молодого человека. Полюбили друг друга... Ему мать говорила: «Не отпускай эту хохлушечку - она твоя судьба». А мне его сильно жалко было – потому ещё и помогала с учёбой в сельхозинституте... После третьего курса - поженились, а когда моя мама заболела - переехали на Кубань, у нас уже родился первенец – Володя. К тому времени я уже поработала воспитателем в интернате и Детском комбинате. В Кропоткине муж устроился на завод, я - в детсад нянечкой, а сын пошёл в первый класс. И вот тогда, наконец, сбылась моя мечта – поступила учиться в Краснодаре на воспитателя. Но мужу не пошёл климат - жара стояла невыносимая, да ещё пыльные бури как раз начались. Вот и пришлось обратно в Омскую область перебираться. Вернулись в ту же квартиру, но учение не бросила – ездила на сессии.

В 1971 году родился второй сын Сергей. И вот как-то услышали по радио: «В Тюменская области есть такой хороший район – много озёр, рыбы, охота…» - ну, муж уволился и поехал… Приняли его энергетиком в Прохорово. В 1976 году и мы за ним следом направились… Я и здесь стала трудиться в детском саду. Когда пришла посмотреть на своё место работы, то обратила внимание - отопление есть, батареи, а топят печки… Холодина такая! Тепло-то зависело от истопницы - как натопит, так и будет. Несколько месяцев поработала воспитателем. Как положено - писала планы, зарядку проводила, занятия… А нянечка там одна тогда такая была: как детей кормить надо - она напьётся, лежит и песни орёт. Боже мой! Приду домой, плачу и говорю мужу: «Ты куда меня привёз?». Да и в доме всего одна комната была сделана… В общем, трудновато пришлось. Звала его обратно, но он ни в какую... Когда заведующая ушла в декретный отпуск и меня поставили на её место - я сразу стала отопление переделывать: кочегарка-то рядом, а значит - соляркой можно топить. Для начала, правда, у супруга проконсультировалась. Он говорит, что котёл поставят, только надо добросовестных людей-кочегаров. Вот и ходила, караулила, а то ведь, если воздух в системе образуется, всё может взорваться... Однажды и вышло что-то подобное: подхожу, а в кочегарке дверь распахнулась – ба-бах! Кочегар, стёкла и рамы вылетели. Оказывается - пьяный был... Два раза размораживали отопление... Ничего - всех гоняла только так! – смеётся моя собеседница. – Посещали учреждение 12 детей и… горшок один на всех. Шкафчиков тоже не хватало. Всё приобрели. Насобирала детей по деревне - до 35 детей стали ходить, некуда раскладушки было ставить. Даже своих-то ребятишек домой на сон-час отправляли, да ещё и тех, кто рядом жил. Нянечку хорошую нашла - она пить перестала, оделась, дом обставила. Частенько пьющие семьи детей из сада вовремя не забирали - мы разводили по домам. Методическую литературу мне мама высылала - напишу, что мне нужно, а она покупает и отправляет. А здесь потом размножали - перепечатывали.

Детский сад был от совхоза, и однажды казус вышел - услышала, что завхоз привёз куклы - я быстренько к нему, и давай выпрашивать... Вот, смеху-то было! Оказывается - куклы-то для того, чтобы сети вязать! А никто же не подсказал! Позже, разобравшись во всём, начала сама составлять смету и закупать игрушки. Туалет перегородила - отдельно для мальчиков и девочек.

…Многое сделала для процветания сада Галина Гавриловна, а уже ближе к пенсионному возрасту ей предложили работу воспитателя в интернате - зарплата больше, значит, и пенсия будет лучше. Пошла, хотя и жаль было детсад - девять лет всё-таки отработала.

- А в интернате ни штор нормальных, да люстры какие-то допотопные… Посмотрела, и думаю: дети здесь с пятого класса живут - надо, чтобы по-домашнему тепло и уютно было. Сразу принялась менять внутренний облик. Спасибо В.А. Гольштейн, он тогда заведовал РОНО, - дали новые матрацы, постельное бельё с запасом… Трудилась там до выхода на заслуженный отдых, а потом и «сверху» 5 лет.

Умение находить общий язык с детьми пригодилось Галине Гавриловне не только на работе, но и дома, ведь у неё два сына, а сейчас уже девять внуков и шесть правнуков. И всем она помогает - если не делом, то словом. Повлияла она и на выбор внучки, которая пошла по стопам своей бабушки – поступила на дошкольное отделение. Всё, казалось бы, хорошо… Вот только сердце нет, нет, да и защемит: нет рядом любимого супруга - 18 лет назад он трагически погиб. Да ещё не даёт покоя желание, пока силы есть, побывать на могилке у мамы…

У Галины Гавриловны много благодарностей и грамот, но только местного уровня, а вот областных нет.

- Я не гналась за высокими наградами, - говорит она. – Для меня всегда важнее, чтобы деткам было хорошо - чтобы они кушали, спали, ходили чистыми, стремились к знаниям... И своим коллегам желаю, прежде всего, честно относиться к работе, любить детей, и ещё - не «разделять» их. Однако к каждому ребёнку должен быть свой ключик - одним и тем же методом всех не воспитать…

Встречи с этими замечательными людьми состоялись в преддверии праздника – Дня дошкольного работника, поэтому в их лице мы ещё раз поздравляем всех «заместителей мам» района! Ваш труд - самый благородный, так будьте счастливы! Так, как бывают счастливы самые добрые люди, у которых в «Книге жизни» лишь хорошие заметки...

Автор: Галина СИЗИКОВА