Связи крепче валентных возникли в прошедшие выходные между тобольскими любителями химии и московскими знатоками. В рамках проекта СИБУРа «Я люблю химию» десант из столицы представил учителям и школьникам нашего города образовательную программу «Химия в школе XXI века».
Забыли, закрыли скучные страницы учебников! Сейчас начнётся… магия. Почему прозрачные крылья бабочки кажутся синими? Как Джакомо Казанова проделал дыру в полу с помощью одной лишь тюремной пищи? Почему бриллиант уязвимее фианита? Задачки, которые с лёгкостью решает наука о веществах и превращениях. Вооружившись своими химическими знаниями, тобольские школьники вступили в единоборство, в научную игру с Любовью Стрельниковой – главным редактором научно-популярного журнала «Химия и жизнь».
Следствие вели юные учёные – и ни одна тайна не осталась нераскрытой. Пятиклашки вели обстрел наивными предположениями и неожиданно разумными гипотезами. Старшеклассники взвешивали каждое слово и редко попадали в «молоко».
– У вас фантастические дети! – подвела итоги первого дня Любовь Стрельникова. – И здесь есть закономерность: победителями олимпиад по естественно-научным дисциплинам редко становятся дети из обеих столиц. Все они – представители учебных заведений из регионов. Ребёнок приходит в школу с огромным кредитом доверия к науке, и наша задача – этот интерес не спугнуть.
Что сейчас для этого делается? Профессор МГУ Генрих Эрлих с готовностью подсказывает: сокращаются часы, вычёркиваются из учебных планов лабораторные работы, химия из практической, эмпирической области переводится в сугубо теоретическую плоскость. Возможно ли изучение превращений вещества исключительно на бумаге? Реально ли исследования, минуя реторты и пробирки, проводить лишь в рефератах? Задачка непростая, и не решить её, оперируя молями и числом Авогадро.
Вопрос стоит ещё глобальнее: выберут ли школьники для изучения химию после введения нового образовательного стандарта, и почему возникло такое явление, как химофобия?
По словам Стрельниковой, инициатива СИБУРа демонстрирует, насколько бизнес заинтересован в качественном школьном образовании, в подготовке кадров, без которых развивать промышленность невозможно. Проект стал катализатором, благодаря которому растёт внимание школьников и их родителей к химии.
Двухдневная программа показывает учителям, каким может быть урок: увлекательным, удивительным, зажигательным – в прямом и переносном смысле. Разные форматы урока для разных возрастных категорий – это домашнее задание для тобольских учителей. Для их учеников – необычные мастер-классы, демонстрирующие потенциал химической дисциплины.
Тобольск – первый из пяти городов, в которых программа зажигает интерес к химии. Зажигает безо всяких спиртовок: сегодняшние студенты пединститута, по словам Любови Стрельниковой, уже завтра стремятся в школы, и глаза их – горят. Горят глаза и у восьмиклассницы Кати Бикбулатовой, которая твёрдо намерена поступать в специализированный класс в школе № 5. Впечатлён девятиклассник Богдан Лыков из Уватской средней школы: уроки и у них, говорит, хороши. Но как не хватает вот таких опытов, оборудования, которые в полном смысле этого выражения дают понюхать пороху и понять, что такое на самом деле химия.
Едва выветрился из конференц-зала пороховой дым, ставит миски с молоком на демонстрационный стол художница Юлия Боровая. У Юлии лаборатория научного искусства на химфаке МГУ, и сейчас она продемонстрирует, какие арт-объекты творит наука в тандеме с искусством. Как вырастают, ледяными иглами заполняют пробирку кристаллы, и как поёт синий цвет, сталкиваясь с красным в процессе сольватации.
Удивительно, необычно, не похоже на скучную зубрёжку по учебнику? С этой магической наукой и не может быть по-другому! И город, в котором химия – далеко не случайный предмет, имеющий поддержку крупного нефтехимического холдинга, вправе надеяться, что подход к преподаванию этой дисциплины изменится. Недаром же химия – наука о превращениях.