Когда заходит речь об учителе, что рисует наше воображение? Неизменными атрибутами выписываются указка, мел, доска… А давайте сегодня сотрём, как тряпкой с доски, всякие формулы и подлежащие и представим учителя… у станка.
– Пятка – носок! Пятка – носок! Тянем ножку!
Выстукивают каблучки по дощатому полу, весёлые переборы венгерской мелодии подхватывают танцовщиц и кружат их. Изящный пируэт, эффектная пауза, которую так и хочется заполнить аплодисментами. Но снова раздаётся неумолимое: «Раз, два, три, четыре», разносится по танцевальному классу звонкий голос. А значит, вновь стучать каблучкам, вновь виться газовым юбкам вкруг ног.
Этот голос раздаётся в классах колледжа культуры и искусств имени А.А. Алябьева без малого сорок лет. Его обладательница, Галина Венгерская, ведёт в танце, а за ней следуют сотни её выпускников, сотни талантливых, одарённых, умеющих и польку с цыганочкой станцевать, и в русский пляс пуститься. Музыкальные ритмы всего мира собраны, сконцентрированы в маленьких изящных руках, из которых щедро одаривается каждый воспитанник.
Много их у Галины Александровны, и иные даже после выпуска просят через газету поздравить любимого учителя. Кто-то за рубежом вспоминает её уроки, танцуя в шоу-постановках и ансамблях, другие благодарят наставника за отличную подготовку, осваивая следующую ступень хореографического искусства в вузе. Прочие успешно и плодотворно работают, рассыпая сокровища народного танца в ладошки уже своих воспитанников. С гордостью оглядывая всю нашу область, включая и северные её широты, Галина Венгерская подводит итоги: во всех школах искусств работают её выпускники. Ставь она флажок за каждого своего ученика, на карте Тюменского региона пустого места, пожалуй, не осталось бы.
Сияние многократного лауреатства не ослепляет юных танцовщиков, напротив – они слетаются на него, как бабочки на свет. Если одарённые выпускники – лучшая награда для учителя, то Галине Александровне, можно сказать, устроили овацию. Что значит УЧИТЬ для любимого педагога сотен учеников – бывших и настоящих?
– Никогда не любила это слово. Учить – значит очерчивать жёсткие рамки, загонять в них, предписывать строгие правила. А на моих уроках мы ищем. Ищем и находим лучший вариант, лучшее положение рук, лучший поворот. Заучивание губит творчество, а танец – это же настоящее, живое искусство! Быть учителем для меня – помочь достичь гармонии тела и души, которая бы выразилась в движении.
Ищут, отсекают лишнее, вытачивая из заготовки душу танца. Галина Александровна встаёт среди учениц, и они плывут в хороводе, рука об руку – попробуй-ка отличи учителя! Взмывают вверх цветные платки – продолжается венгерский танец. Или, если глобально – Венгерский. Ступает изящно Галина Александровна – пятка-носок, пятка-носок. А следом (или, как в хороводе, рука об руку) легко, танцуя, высоко и гордо держа голову, идут её ученики. Все – прошлые, настоящие и будущие. За настоящим Учителем (несмотря на горы, пропасти и прочие овраги хореографии) идти всегда легко.
Дарья Аширова, выпускница отделения
хореографии колледжа искусств:
– Моя огромная любовь к народным танцам — по большей части заслуга Галины Александровны. На своих занятиях она всегда учит выкладываться по максимуму, с каждым разом расширяя пределы своих возможностей; жить в танце и понимать, что границы совершенства не бывает. Наша группа всей душой полюбила эту невероятно мудрую, добродушную и справедливую женщину. А я лично благодарна за то, что своим примером она показала мне, какой должна быть женщина-педагог: настоящим профессионалом своего дела, любить свою работу и каждого подопечного. Недавно я начала работать хореографом и дала себе обещание, что изо всех сил буду стараться стать такой же, как Галина Александровна.