Медиакарта
15:49 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Победа – свойство характера

Психология шахматного творчества сравнительно – молодая область научных исследований.

В начале 1970-х годов психология шахматной борьбы становится предметом широкого изучения. Необходимость психологических анализов деятельности шахматистов вытекает прежде всего из сущности противоборства двух игроков за шахматной доской. Первым серьезно занялся изучением противоборства шахматистов как личностей Эмануил Ласкер: «На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Он изучал сильные и слабые стороны игры соперников и на практике умело использовал индивидуальные недостатки партнеров. Всем известно, что большинство позиций возникающих в партии, носят проблемный характер. И выбор правильного хода зависит от индивидуальных особенностей шахматиста: его знаний, опыта, темперамента, стиля мышления, оценки силы игры противника.

В настоящее время существует программа изучения психологической характеристики шахматиста:

1) Индивидуальный стиль игры. Определение относительной частоты применения шахматистом отдельных дебютных систем и вариантов белыми и черными.
2) Особенности поведения. Выделение наиболее характерных признаков поведения, присущих изучаемому шахматисту (противнику).
3) Временные показатели. Составление общей характеристики темпа игры соперника.
4) Возрастные различия. Анализ деятельности в период творческого и спортивного становления шахматиста.
5) Эффективность игры на разных этапах соревнования. Анализ эффективности игры соперника на финише и анализ игры с шахматистами разной силы.
6) Игровые ситуации. Выявление уровня понимания шахматистом своих возможностей.
7) Отношение шахматиста к себе и партнерам. Выявление «трудных» и «легких» противников для изучаемого шахматиста, выявление уровня его самооценки.

Знание индивидуальных особенностей стиля игры противника, располагающих его к более длительному обдумыванию в определенных позициях, часто используют на практике как прием психологической борьбы. Покажем это на примере партии Корраль – Ларсен (Пальма-де-Майорка, 1969) /Диагр. 1/. Учитывая приверженность противника к активной игре, Бент Ларсен предпринимает чрезвычайные меры для завладения инициативой, рассчитывая на то, что возникающая позиция потребует от соперника повышенной затраты времени на обдумывание.

Последовало 27. … K:e4! 28.C:e4 f5 Ларсен пишет: «Шокированный мой противник здесь очень долго размышлял и решился принять жертву качества». Сильнее было 29.Cd3, но партия продолжалась следу-ющим образом: 29.gf gf 30.C:f5 Л:f5 31.K:f5 Ф:f5 и у черных, несмотря на отсутствие качества, грозная инициатива. Вскоре белые оказались в цейтноте,
и Ларсен в хорошем стиле выиграл (завершите партию).

Рассматривая различные вопросы психологии шахматного творчества, мы чаще проводим анализ с позиции одного из партнеров. Однако в шахматы играют двое, взаимодействуя друг с другом, поэтому необходимо выявлять психологическую специфику этого взаимоотношения. Сторона, добившаяся большего влияния, неизбежно в той или иной мере подчиняет другую, заставляя ее следовать намерениям противника. Разберем позицию, которая возникла в 6-й партии матча после 14-го хода белых: Ботвинник – Таль (матч на первенство мира, Москва, 1960) /Диагр. 2/. Михаил Таль писал: «После 14-го хода белых возникла критическая позиция и черные долго выбирали продолжение. Душа их лежала к прорыву f5 … и уже в этот момент черными овладела идея жертва коня на f4. Но черные пошли на с8 королевской ладьей, чтобы, во-первых, оставить под защитой пешку а7, а во-вторых, убедить белых, что они и не думают о королевском фланге». 14. … Лfc8 15.Лb1 (белые верят противнику и тоже сосредотачивают игру на ферзевом фланге) 15. … Kh5 16.Ce3 Фb4 17.Фe2 Лc4 18.Лfc1 (полностью доверяя партнеру) 18. … Лac8 19.Kph2 f5! 20.ef C:f5 21.Лa1 Kf4!? И Таль осуществил задуманный прорыв на королевском фланге, что оказалось неожиданностью для белых.

Итак, в процессе игрового взаимодействия шахматистов возникают определенные отношения по принципу господства и подчинения. Это явление в шахматной игре обозначают термином «психологическая инициатива».

Воспитательная роль шахмат. Для обоснованного ответа на вопрос: «Нужны ли людям шахматы?» наряду с психолого-педагогическими исследованиями необходимо привлечение данных социологии, изучение общественного мнения и истории культуры разных народов. История развития культуры свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. За несколько веков из игры одиночек среди привилегированной знати они превратились в любимое занятие десятков миллионов людей. Отрадно отметить, что широкое распространение получили шахматы в последние годы в нашем родном городе Тюмени, особенно среди детей всех возрастов, от шестилетних и старше.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru