Немного истории
Московско-Сибирский тракт – уникальный памятник истории и дорожного строительства XVIII века, имевший важное экономическое, социальное и стратегическое значение. До строительства Транссибирской железнодорожной магистрали тракт являлся единственной дорогой, соединявшей Европейскую Россию с Северной Азией.
История этой великой дороги удивительна. У неё есть много названий: Главный Сибирский почтовый тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога и др. По этой дороге проследовали в своё время А. Радищев, ссыльные декабристы и их жёны, А. Чехов. По тракту в Русско-японскую войну везли на восток большие объёмы грузов, а во время Гражданской войны по нему отступала армия Колчака. С трактом связаны имена путешественников и учёных: Г. Миллера, П. Палласа, Н. Пржевальского и других, проследовавших по нему в разные годы.
Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, и на развитие Сибири в целом.
Например, сегодня, в связи с повышенным интересом к этому огромному туристическому объекту, в Казани есть улица Сибирский тракт. В Перми есть улица Сибирская, проходящая через центр города от берега реки Камы (где ранее располагалась переправа через реку) на восток, по ней можно выехать из города в сторону Кунгура. В Кунгуре тоже есть улица Сибирский тракт – по ней можно выехать из города в сторону Екатеринбурга, где также есть улица Сибирский тракт.
В Тюмени имеется улица Московский тракт, Старый Тобольский тракт. В Абатском районе есть автокемпинг «Екатерининский тракт», располагающийся на увале на 364 км автодороги «Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск». В Омской области сохранилось в первозданном виде несколько участков Сибирского тракта (Новологиново, Орлово, Радищево, Кушайлы, участок Большие Уки – Становка и другие), которые сегодня являются памятниками истории местного значения.
Ассоциация
сотрудничества
Сегодня Большой Сибирский тракт, который несколько веков являлся самым протяжённым в мире культурным ландшафтом, – это не только историческая достопримечательность, но и, прежде всего, точка роста для многих территорий.
С целью развития внутреннего туризма в июле 2014 года была учреждена Ассоциация межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» и зарегистрирована в городе Тюкалинске Омской области. В неё вошли 11 муниципальных образований Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, в том числе и Абатский муниципальный район. При этом в унисон главной цели Ассоциации звучит соответственно и главная задача – развитие сферы услуг (гостиницы, кафе, СТО, автостоянки и т.д.), без которой ни одна территория, входящая в состав Ассоциации, не сможет привлечь туристов.
Тема внутреннего туризма сегодня актуальна и обсуждается на уровне президента Российской Федерации. Более того, необходимо сказать, что не за горами то время, когда «Сибирский тракт» станет брендом Сибири так же как, например, «Золотое кольцо России».
В этом году в Ассоциацию вошли ещё четыре района, в том числе Голышмановский и район Забайкальского края. Другими словами, Ассоциация расширяет границы.
8 августа 2015 года в г. Тюкалинске прошёл Межрегиональный туристический бизнес-форум «Проект «Сибирский тракт»: реалии, потенциал, бизнес-интересы». В нём приняли участие врио губернатора Омской области В. Назаров, представители 11 муниципальных образований – члены Ассоциации, а также представители бизнес-сообщества, туристических организаций, учёные, краеведы.
– Участвовать в развитии туристической отрасли должна не только власть, но и бизнес. Мы должны объединиться общей целью и сделать «Сибирский тракт» привлекательным маршрутом, который даст дальнейшее развитие регионам, – подчеркнул на открытии форума В. Назаров.
Также было отмечено, что туризм – это не просто развлечение и отдых, а сфера экономики, налогооблагаемая база, создание дополнительных рабочих мест в муниципальных образованиях, нацеленных на развитие своей территории.
Абатский муниципальный район на форуме представлял глава района И. Васильев, который выступил с докладом «Роль придорожного сервиса в развитии экономики муниципального образования Абатский район». А всё потому, что наш район – один из немногих районов на протяжении Сибирского тракта, где сфера придорожного сервиса хорошо развита и продолжает развиваться. Вводятся в эксплуатацию новые кемпинги с учётом расстояния между ними и отношения к федеральной дороге.
Параллельно с объектами придорожного сервиса, особенно в районном центре с. Абатское, идёт развитие системы технического обслуживания транспорта.
Обо всё этом, а также о хронологии открытия объектов придорожного сервиса, рассказал участникам форума Игорь Юрьевич.
– Несмотря на то, что в Абатском районе сфера придорожного сервиса неплохо развита, есть немало вопросов и проблем, – сказал глава района. – Так, например, организация взаимодействия с управлением федеральных автодорог по организованным съездам, соответствие мест размещения объектов генеральным планам сельских территорий, отсутствие законодательной базы, регулирующей работу объектов придорожного сервиса.
Сегодня в реестре инвестиционных проектов Абатского района состоит 21 инвестиционный проект, из которых шесть относятся к сфере придорожного сервиса. Таким образом, придорожный сервис уверенно занимает в экономике района второе место после отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Сегодня мы уже не удивляемся, видя в райцентре иностранцев особенно в летний период. Именно поэтому администрация Абатского района совместно с субъектами предпринимательской деятельности сферы придорожного сервиса продолжает работу по предоставлению проезжающим дополнительных услуг культурно-досуговой тематики. В этом же направлении налажено тесное сотрудничество Инвестиционного агентства Тюменской области с администрацией района. По согласованию обеих сторон оказывается государственная поддержка в виде субсидированного кредита на реализацию наиболее крупных инвестиционных проектов в сфере придорожного сервиса.
Работая в культурно-досуговом направлении, для гостей района в 2012 году был разработан и растиражирован буклет «Путеводитель по с. Абатское Абатского района Тюменской области», который содержит информационную справку о муниципальном образовании, достопримечательностях села и района, информацию об объектах придорожного сервиса, сферы потребительского рынка и общественного питания, станций технического обслуживания. Данный путеводитель можно получить в объектах придорожного сервиса и гостиницах села. Практика показывает, что путеводитель интересен для автотуристов, путешествующих на легковом транспорте. В 2015 году растирожирован обновлённый путеводитель.
Более того, мы имеем возможность осуществлять мониторинг эффективности этой работы по числу посещений и категории посетителей в Абатском краеведческом музее. Так, в 2012 году соотношение посетителей музея категории автотуристов составляло 2,8 % (всего посещений 6146), то в 2014 году 5 % от общего количества всех посещений (всего посещений 9915).
Администрация Абатского муниципального района, являясь соучредителем Ассоциации «Сибирский тракт», планирует во взаимодействии с муниципальными образованиями других регионов РФ развивать тематику автотуризма и постепенно переходить к адресному автотуризму. В настоящее время муниципальное образование разрабатывает инвестиционные предложения по культурно-досуговой тематике и связанные с автотуризмом. Примером могут послужить такие проекты, как: восстановление участка «Московско-Сибирского тракта», памятников культуры, строительство поселения старообрядцев, восстановление смотровой башни на территории с. Абатское и др.
В рамках форума также работали дискуссионные площадки, на которых речь шла о реалиях развития внутреннего туризма на территории Сибирского тракта, условиях и формах взаимодействия власти и бизнеса при реализации инвестиционных проектов. В процессе форума представители органов власти и потенциальные инвесторы, имеющие бизнес-интерес в сфере туризма, обменялись опытом, а также обозначили ряд существенных проблем при осуществлении инвестиционных проектов автотуристического комплекса «Сибирский тракт» «адресного» и «попутного туризма».