Медиакарта
7:21 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Предки с чувством собственного достоинства

Из Тобольска в Тюмень «приехал» проект «Старый фотограф», объединивший портреты жителей губернии прошлых веков

«Открываю с трепетом альбом, в нем семейные хранятся снимки. Я сейчас во времени другом: ожили вдруг старые картинки…». Такие строки вспомнились Ольге Межецкой, председателю общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия города Тюмени «Авив», на открытии в музее изобразительных искусств выставки работ светописцев конца XIX – начала XX веков Тобольской губернии. По-другому и быть не может: атмосфера новой экспозиции настраивает на поэтичность, романтичность, душевность и внимательность к былому – причем каждого посетителя.

Из города в город

В сентябре проект «Старый фотограф» гостил в духовной столице региона. В разгар осени 177 архивных портретов земляков, увеличенных до размеров средних картин, поселились в двух залах Тюменского музея изобразительных искусств (один представлен работами периода царской России, другой – советской эпохи). Посещение экспозиции – как прогулка среди декораций к старинному спектаклю или высвобожденных из семейной летописи в кожаном переплете черно-белых, слегка порыжевших, пепельных иллюстраций. Неспешное знакомство с творчеством мастеров и их клиентов (вернее назвать это сотворчеством) – «таблетка», укрепляющая память о минувшем.

Ольга Леонтьевна тем временем продолжает: «В современном мире нас, конечно, больше волнует вопрос о будущем. Но с ним реально может соперничать интерес к прошлому. Платья, шляпки, прически. Мебель, патефоны. Гимназисты, почтальоны, ямщики, паромщики, военные. Мужчины, женщины, дети. Разные сословия и национальности. Какие лица, какие люди… С достоинством и характером!» Это же в голос отмечают искусствоведы ТМИИ Вера Субботина и Оксана Костко.

Момент ностальгии

Одним из инициаторов путешествующего по области проекта стал раввин Тюменской синагоги Игорь Варкин. Три месяца последнего лета он провел не в поездках по зарубежью, а в путешествии во времени – искал снимки для выставки и материалы о мастерах, их породивших. Первоначальный «багаж» оказался внушительным – более трехсот фотографий, но площади местных музеев, увы, не позволяют развернуться на полную катушку.

…Почти полтора века назад в газетах снимки не печатали, а делали их исключительно для домашних архивов и коллекций по большим событиям. Вообще в то время фото предполагало сложнейший подготовительный этап, а также совсем не быстрые съемку и выход «продукта». Сначала договаривались с мастером, потом обсуждали декорации, выбирали одежду, степенно шли в ателье мимо трехэтажных «небоскребов», «сквозь» крики уличных торговцев. Именно поэтому запечатленные лица прародственников спокойные, а их позы несуетливые – тогда никого не отвлекали звонки мобильников и обновления в соцсетях. А сейчас что? В какие только устройства не встроили фотоаппараты, а пользоваться ими умеют даже двухлетние ребятишки. Все настолько упростилось, что навсегда вычеркнуло из фотосъемки момент волшебства, чуда, сказки…

«Корреспонденты времени»

Фотографов столетней давности – Якова Фидлермана, Исая Кадыша, Монса, Иосифа и Семена Шустеров, Соломона Кордонского – Игорь Варкин именует не только мастерами своего дела, но и корреспондентами времени. Первый начал работать в 1884 году, а последний закончил снимать в 1940-м. В 1891-м году Фидлерман по заказу руководства Тобольского губернского музея создал альбом из снимков экспозиций храма застывших искусств, который преподнесли в дар цесаревичу Николаю Романову во время его посещения города с белокаменным кремлем.

Кадыш в Тобольскую губернию приехал из Омска. В нашу историю он вошел как фотолетописец местной промышленности. Фотоколлажи Исая, посвященные Жабынскому механическому заводу, тюменскому участку Пермско-Тюменской железной дороги, пароходству по рекам Западной Сибири товарищества «Курбатов и Игнатов», представляют монтаж из архитектурных, интерьерных снимков предприятий-заказчиков, портретов сотрудников, инструментов и карт… Хаос, да и только! Но тогда это было в новинку и нравилось покупателям.

Любовь к фотоискусству Монс, Иосиф и Семен Шустеры переняли у ссыльного в Тобольск поляка Игнатия Лютыка. Каждый из братьев до конца жизни не расставался с аппаратом. Первый оказался в Восточной Сибири, самый младший снимал для «Трудового набата», «Красного знамени» и артели «Бытовик», а средний, «вездесущий господин Шустер», дважды награжденный медалью «За усердие», имел привилегию работать с Распутиным, Текутьевым и, самое невероятное, узниками Тобольского тюремного замка. Ученик братьев Кордонский являлся хроникером шествия по стране советской власти.

Многие работы пережили своих создателей и теперь деликатно «рассказывают» о делах давно минувших дней. Для «Старого фотографа» тюменка Эмилия Рубина предоставила несколько семейных снимков – сокровища матушкиного альбома. Ее предки – торговые люди, которым не чуждо было «прогуляться до ателье». Позировали Шустеру, Козлову, Огибенину. Те, что попали в проект, явили посетителям очень симпатичных мужчин и женщин, родственников по материнской линии – это родные прадеда Рубиной Федора Сесюнина, что трудился в лавке купцов Колокольниковых.

Такие дивные истории здесь сокрыты. Стоит прогуляться по аллее славы, чтобы почувствовать: столетья лихорадочно летят мимо, а ценен бывает только миг.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru